ИЛИМ
Приглашение в телеграм-канал БК

Вторник, 16 апреля, 2024 15:34

Владимир Личный: «Северный бекон» ещё можно спасти


Беседовал: Андрей Сахаров. Фото: Алексей Липницкий | 09.11.2012 07:36:57

Производитель охлажденного мяса и полуфабрикатов «Северный бекон» на грани разорения. Налоговая проверка показала, что входящий в его структуру потребительский  кооператив  «Сиверко» неправомерно перешел на единый сельхозналог. Штрафные санкции, наложенные налоговиками на кооператив, привели весь торговый дом к финансовому коллапсу. О проблемах предприятия рассказывает экс-министр сельского хозяйства Архангельской области Владимир ЛИЧНЫЙ.

– Владимир Михайлович, какое отношение вы имеете к «Северному бекону»?

– Руководитель группы компаний «Северный бекон» Юрий ЩЕГОЛЬКОВ попросил меня провести  на предприятии  аудит.  К процессу я подключился только в сентябре.

ООО «Торговый дом «Северный бекон» уже 12 лет. «Северный бекон» специализируется на свиноводстве - выращивании и воспроизводстве свиней беконного направления, мясо которых отличается высоким качеством. Здесь налажен полный цикл воспроизводства и переработки, есть две свинофермы, цеха переработки, каждый из которых работает в соответствии с современными голландскими технологиями. Когда-то предприятие было одним из передовых в Архангельской области по производству свинины. Поголовье хозяйства насчитывало около 5 тысяч голов, в компании трудилось 219 человек.

Фермы раположены рядом с Архангельском – в деревнях Левковка в Зоастровье и Хорьково Приморского района, они оборудованы всем необходимым для качественного и безопасного содержания животных. Одна из ферм - в деревне Левковка – реконструирована в рамках приоритетного национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса». Но сейчас «Северный бекон» находится в финансовом коллапсе.

–  Что случилось?

– В 2007 году по рекомендации департамента аграрно-промышленного комплекса администрации Архангельской области для  убоя, переработки и реализации продукции сельхозпроизводителей торговый дом «Северный бекон» создал СПоК  «Сиверко». Кооператив предназначен для убоя, переработки мяса, реализации продукции с привлечением местных сельхозпроизводителей.  Но главное, по закону сельхозкооператив получил возможность пользоваться определенными льготами: платить единый сельхозналог,  привлекать  инвестиционные кредиты и т.д.  Всего за годы работы «Сиверка» в бюджет выплачено 10,5 млн рублей в виде налогов. Для производства мясной продукции было закуплено технологическое оборудование, под залог скота на фермах взят инвестиционный 37-миллионный кредит.

Но год назад Межрайонная налоговая инспекция Федеральной налоговой службы №9 по Архангельской области и НАО проверила кооператив и посчитала, что в 2009 году «Сиверко» неправомерно пользовался специальным налоговым режимом в виде уплаты единого сельскохозяйственного налога. Налоговики пришли к выводу, что СПоК не вел раздельный бухгалтерский учет сырья, приобретаемого у членов кооператива и сторонних организаций, а значит, невозможно определить  точный объем дохода, полученный от реализации продукции собственного производства.  По их подсчетам, доля такого дохода составляла 58,5%, что меньше установленного законом норматива в 70%,  следовательно, кооператив не имел права на льготный единый сельхозналог. По расчетам кооператива, эта доля составляет 74,4%. В этом и состояла суть спора.

Однако Арбитражный суд Архангельской области вообще посчитал иначе — как следует из постановления суда, в 2009 году кооператив совсем не закупал для переработки сырье у своих членов, а значит, не имел статуса производственного.

- Что помешало доказать 70-процентную долю дохода в споре с налоговой?

- Налоговая инспекция посчитала, что в 2009 году кооператив не вел раздельный бухгалтерский учет сырья, приобретаемого у членов кооператива и сторонних организаций, а также раздельный учет затрат на переработку. Кроме того, производственные отчеты основывались на данных в количественных показателях (кг), а не в суммовых (рублях). Отсутствие учета не позволяет, по мнению налоговиков, достоверно определить долю дохода, полученного от реализации продукции собственного производства.

В «Сиверко» действительно  вели бухгалтерский учет уже на стадии реализации готовой продукции. Но такой подход практикуется во всем мире. Ведь затраты на конечные продукты могут быть разные, поэтому на таких предприятиях ведется только внутренний производственный учет.

По итогам проверки налоговики перевели «Сиверко» на общий налоговый режим и предъявили штрафные санкции на 12 млн рублей.   Были арестованы расчетные счета в банках. И тут менеджмент предприятий совершил ошибку, переведя обслуживание кредита с кооператива на  ООО «Северный бекон», которое занималось непосредственно свинофермами. В результате были потеряны субсидии на возмещение процентных ставок по кредиту, а это еще 7 млн  рублей.   Ежемесячный платеж на обслуживание кредита СПоК  «Сиверко» составил более миллиона рублей.

В июне ООО «Северный бекон» обращался в «Россельхозбанк» с просьбой о новом кредите в 11 млн рублей, чтобы восстановить платежеспособность, оборотные средства. Но ответа оттуда так и не получили. Просили помочь и Правительство Архангельской области, но тоже безрезультатно. А тем временем из-за засухи в южных регионах России резко, на 30%, подорожали корма. За прошедший год «Северный бекон» выплатил по кредитным обязательствам 17,5 млн  рублей.

Я подключился к решению проблем торгового дома на стадии подачи кассационной жалобы на решение налоговиков. После нее дело «Сиверко» было отправлено на пересмотр, но поезд  уже ушел.  Сейчас мы вынуждены пускать скот под нож. Уже забито более 500 голов. Принято решение о ликвидации кооператива, уволено более 80 человек. К январю останется человек 20.

– То есть шансов на спасение нет?

– Почему же, если «Россельхозбанк» пойдет навстречу нашим новым предложениям, то «Северный бекон» со временем может выйти из кризиса. 22 октября в банк ушло второе письмо с объяснением сложившейся ситуации. Чтобы выжить, необходимо обеспечить сохранность залоговой базы: закупить корма, заключить с сотрудниками договоры на обслуживание и охрану поголовья и т.д.

Все зависящие от предприятия меры уже приняты. Как я уже говорил, уменьшена численность работников, за счет сокращения затрат на промежуточных этапах прохождения продукции до прилавка снижена ее себестоимость. Сокращены нерентабельные торговые точки: из 20 осталось 11. Оптимизирован ассортимент продукции. Расторгнут договор с ЧОПом на услуги охраны. Достигнуты договоренности с поставщиками комбикормов. За счет этих и других мер компания планирует сэкономить почти 25  млн рублей в год.

От банка же требуется перенести срок окончательного расчета по кредитам на три года и выдать кредит на пополнение оборотных средств для финансирования текущей деятельности в сумме 20 млн рублей сроком на 2,5 года. В масштабах «Россельхозбанка» это небольшая сумма. Ждем ответа.

Замечу, в нашей области очень трудно заниматься свиноводством из-за диких энерготарифов и транспортных расходов. Будучи министром сельского хозяйства, я ратовал за финансовую поддержку наших животноводов из бюджета области, однако понимания не нашел. А тенденция развала отрасли уже наблюдается: Няндомская птицефабрика – банкрот,  существование «Северного бекона» зависит от решения федерального банка.  Областная власть интереса к судьбе предприятия не проявляет, а зря.





Возврат к списку

Для вас

Лента событий

Новости компаний

Для вас

© 2003-2024 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5

Еженедельно отправляем свежий номер
и подборку самых важных новостей