Андрей САХАРОВ | 27.02.2015 06:59:41
Трески и пикши на прилавках Поморья пока недостаточно. На ситуацию повлияли три фактора: скачок курса рубля, плохая промысловая обстановка и отсутствие продаж по прибрежной квоте. Последняя должна осваиваться рыболовецкими колхозами для реализации продукции на территории области, но этого, как утверждают в региональном правительстве, не происходит.
Напомним, созданное три года назад региональное агентство по рыбному хозяйству было ликвидировано, его функции вновь перешли минсельхозу. «БК» удалось поговорить с руководителем ведомства Алексеем КОРОТЕНКОВЫМ в последний день его работы.
По словам Коротенкова, в прошлые годы цены на самую популярную на Севере рыбу — треску и пикшу - менялись в зависимости от сезона: в разгар путины (летом) падали, а к зиме подрастали. Последние четыре года росла популяция рыб, росли и объемы лова, поэтому из-за затоваривания рынка ценник даже падал. Сейчас рыбные ресурсы стали истощаться — это нормальный процесс.
«На плохую промысловую обстановку наложилось падение курса рубля - рыбу стало выгоднее продавать за валюту: тонна трески стоит больше 3000 долларов, - отмечает Алексей Анатольевич. - Архангельский тралфлот свои обязательства по поставкам рыбы в регион выполняет, а вот рыболовецкие колхозы ее не везут. Хотя весь улов по прибрежной квоте должен реализовываться в Архангельске. Но сколько мы ни пытались, так и не смогли получить от колхозников официальные данные о поставках. Они прикрываются коммерческой тайной. Рыбу продают в Мурманске. Там у колхозов хорошо налаженные связи».
Что же касается работы в Архангельске рыбных тонаров, где указано, что рыба к ним поступает якобы напрямую от колхозов, — это, заявляет Коротенков, мошенничество. Как, впрочем, и таблички на прилавках рынков (мол, «треска соленая с тральщика»). Оказывается, рыбу на наших судах не засаливают с прошлого века.
У колхозов своя правда. Так, председатель рыбакколхоза имени М.И. Калинина Дмитрий ПИМЕНОВ говорит, что прямой завоз рыбы в Архангельск экономически не выгоден из-за затрат на логистику, поэтому предприятие возит рыбу в областной центр из Мурманска на машинах. При этом он признается, что рыночная конъюнктура сложилась так, что «сам бог велел продавать треску и пикшу на экспорт».
Заместитель председателя Союза рыболовецких колхозов Архангельской области Павел КУДРЯВИН заявил, что, вопреки утверждению Коротенкова, рыба поставлялась в торговую сеть «Петровский» из Мурманска, доказательством чему служат накладные. А сейчас все ресурсы колхозов союза брошены на освоение промышленных квот.
«В Архангельске нет проблем с рыбой, ее достаточно. И ассортимент даже лучше, чем в Мурманске, - уверен председатель РК «Беломор» Сергей САМОЙЛОВ. - Мы здесь сильно «толкаемся» с тралфлотом. Рынок узкий, местным переработчикам нужна в основном свежая треска. А мы рыбу морозим, потому что доставка свежей продукции невыгодна: мы будем вынуждены мотаться с промысла в порт и обратно, тратиться на топливо, терять время. Если возникнет дефицит, то рынок отрегулирует все сам: рыбу привезут автотранспортом из Мурманска. Кроме того, мы не заинтересованы торговать напрямую с магазинами. Они не могут сразу закупить 200 тонн рыбы. А нам необходимо ее быстро продать, чтобы вновь отправить судно на промысел.
Мурманск в этом отношении гораздо привлекательнее: из-за более выгодного транспортного трафика там немало крупных столичных покупателей. В Архангельск же приезжать за рыбой имеет смысл только транзитом, беря попутные грузы.
Самойлов уверен, что если исходить из рыночной логики, то государство не должно вмешиваться в процесс производства, заставляя сдавать рыбу по месту прописки предприятия. Другое дело - экспорт продукта за рубеж: его можно регулировать таможенными пошлинами.
Алексей Коротенков считает, что все рассуждения колхозников от лукавого, напоминая, как они в середине нулевых продали по дешевке рефрижератор «Принцесса Арктики» и холодильный склад в Маймаксе, которые сегодня позволили бы без проблем доставлять рыбу в город через порт.
«Такая недальновидная политика заставляет их говорить, что здесь продавать невыгодно, - объясняет Коротенков. - Кроме того, у нас достаточно мощностей, чтобы не было проблем с вакуумной упаковкой рыбы. Проблема рыбопереработки и в Архангельске, и в Мурманске не в энерготарифах, а в отсутствии постоянного притока сырья. Поэтому сейчас крупный местный переработчик и розничный игрок - Архангельская рыбная компания - вынуждена сокращать персонал».
При этом, как утверждает Коротенков, именно благодаря рыбной компании и владельцу магазинов «Альбатрос» Сергею МИХАЙЛОВУ розничные цены на треску в Архангельске, несмотря на некоторый ее дефицит на рынке, даже немного ниже, чем в Мурманске.
Всего область потребляет около 40 тысяч тонн рыбы в год. На 70-80% это продукт, выловленный нашими рыбаками. Другое дело, какими путями он попадает на рынок. Сейчас для рыбодобывающей отрасли - «шоколадный» период. Есть спрос за пределами страны, а значит, и доход идет в валюте. Поэтому рыночная ситуация зависит от курса рубля и летней путины. Пока у добытчиков крутятся доллары в глазах, они заинтересованы продавать рыбу иностранным перекупщикам. Не исключено, что если цены на основную рыбу пойдут вверх, то государство кинется регулировать рынок. Например, начнет забирать квоты, чтобы отдать их «социально ориентированным» предприятиям, или введет эмбарго по аналогии с рынком зерна. Хотя есть разумные опасения, что такие действия приведут к очередному дефициту и росту цен.