ИЛИМ-ПАЛП_2017_2
F5

Тип мышления – Lean: Архангельский молочный завод внедряет технологии Бережливого производства


АО «Молоко» / Реклама | 02.04.2019 00:46:59
Тип мышления – Lean: Архангельский молочный завод внедряет технологии Бережливого производства

Постоянно совершенствовать технологические процессы, внедрять рацпредложения, работать со всеми видами потерь, улучшать даже незначительные на первый взгляд операции – суть идеологии Бережливого производства. К этому на Архангельском молочном заводе шли долго и трудно, переламывая мышление персонала. Уже очень многое сделано, но о прорывных успехах на предприятии пока не заявляют, уточняя: «мы только в начале пути»…


Поговорить о новых методах управления в профессиональном сообществе – всегда ценно и полезно. Особенно, когда в одном месте собрались более 30 представителей различных молочных производств, компаний-поставщиков передового оборудования в области контроля качества продукции, современной и экологичной упаковки. В рамках всероссийского информационного семинара «Молинформ» в областном центре они посетили Архангельский молочный завод.

С 2000-х годов в модернизацию завода вложено около 730 млн рублей, проектная мощность возросла до 150 тонн молочной продукции в сутки. Высокопроизводительное оборудование позволяет организовать технологический процесс «закрытого потока» с минимальным участием работников.

syrovenko_ll..jpg«Все эти годы прибыль реинвестируется в развитие предприятия. И эта стратегия оказалась правильной, потому что без реконструкции устаревшего оборудования, без поиска внутренних резервов для роста мы бы проиграли в конкурентной борьбе», – убеждена Любовь СЫРОВЕНКО, заместитель генерального директора УК «Агрохолдинг Белозорие», под управлением которой находится АО «Молоко». – Речь идет, прежде всего, об изменении регионального торгового рынка: на смену местным магазинам пришли федеральные торговые сети. Попасть на полки сегодня сложно, но и это не единственная цель.

Главное – удержаться, не затеряться в многообразии ассортимента «молочки» из других регионов, быть достойным представителем по критериям цены и качества. Сегодня 72% продукции АО «Молоко» уходит в торговые сети, несетевая розница сокращается каждый год и сейчас составляет около 8%.

Не расходы, а потери

«Два года назад мы начали применять lean*–технологии – принципы так называемого Бережливого производства. Когда мы понимаем, что стоимость наших ресурсов выше, чем у конкурентов, когда низко висящие яблоки уже сняты, начинаем искать ресурсы для снижения себестоимости внутренних процессов», – объяснила Любовь Сыровенко.

Концепция Бережливого производства основана на постоянном стремлении устранять все виды потерь (не путать с расходами), которые снижают эффективность работы на любом этапе производственного цикла, и предполагает вовлечение в процесс оптимизации бизнеса каждого сотрудника, максимальную ориентацию на потребителя. На старте проекта завод применял lean–технологии всего на 13%, по последнему аудиту компания реализует программу уже на 52%.

Самым сложным оказалось внедрить стандарты операционных процедур: не просто прописать в инструкции этапы работы каждого сотрудника, а проанализировать операции, выявить недостающие, дублирующие, чтобы без потери качества синхронизировать работу разных направлений, сократить временные и транспортные издержки. Для того чтобы продвинуть этот вопрос, внедрили проектное управление – PI (project-increment, т.е. «взращивание проекта»). На заводе появилась новая должность – инженер по технической надежности, который возглавляет группу планово-предупредительного ремонта. И это важно для потокового производства, где каждая секунда на счету: любая остановка какого-либо прибора может привести к нарушению всего технологического цикла и сбою на производстве.

Каждый на своем месте

Другой элемент Бережливого производства – система 5S (организация и рационализация рабочего места). Японская методология предусматривает обязательную сортировку используемых инструментов на нужные и ненужные; соблюдение порядка – точное расположение и хранение необходимых предметов, чтобы быстро и просто их найти; содержание рабочего места в чистоте. Другие обязательные элементы 5S – стандартизация и совершенствование, то есть воспитание привычки точного выполнения установленных правил, процедур и технологических операций. К стандарту 5S на Архангельском молочном заводе приведено 119 рабочих мест, или 90% от общего количества.

По словам Любови Сыровенко, такой подход к стандартизации рабочего пространства помогает обеспечивать безопасность труда, улучшает качество продукции и сокращает количество брака, повышает производительность труда за счет сокращения времени на поиск предметов, дисциплинирует.

По принципу «кайзен»

Особое внимание на АО «Молоко» уделяется принципу проектного управления: в коллективе формируются команды во главе с капитанами, проходит предзащита проекта, определяется его стоимость при достижении заявленных целей, проект раскладывается на этапы, каждый из которых завершается demo или презентацией промежуточного результата. Определяются капитаны, сроки реализации проектов. Если результат достигнут, команда получает материальное поощрение. В 2018 году на предприятии инициирован 21 проект, 11 уже полностью завершены. Все это проекты из разряда, которые было «трудно сдвинуть».

Кайзен-кружки (kaizen – перемены к лучшему) – первичная форма обсуждения маленьких улучшений. В них участвуют все работники – собираются рацпредложения, обсуждаются проблемы, которые надо решить. Только за февраль, к примеру, рассмотрено 46 улучшений, 30 принято к реализации.

«За счет Бережливого производства у нас сформировалась иная корпоративная культура – основанная не на совместном отдыхе и не на выявлении талантов в самодеятельности, а на желании достичь результата. Конечно, здесь многое зависит от лидеров в коллективе: если они есть, система работает. С лидерами у нас все достаточно хорошо», – отметила Любовь Сыровенко.

В компании убеждены – применение принципов и методов Бережливого производства, умелое использование его инструментов может обеспечить конкурентоспособность производства. Это целая идеология, тип мышления, которым заражаются не только руководители и линейные менеджеры, а рядовые сотрудники. При этом предприятие становится лидером по снижению издержек.

Почти стерильно

Наиболее важная составляющая цикла производства пищевых продуктов – соблюдение чистоты. Гигиенические и санитарные стандарты постоянно меняются и постепенно приближаются к полной стерильности. Большой автоматизированный комплекс по безразборной мойке позволяет в закрытом потоке обрабатывать все линии производства, технологического оборудования, емкостей, программа мойки выполняется автоматически.

С особой тщательностью на заводе подходят к организации потоков – сырое молоко не должно пересекаться с готовой продукцией. Все продуктовые линии имеют строго определенные маршруты движения.

belozorie_logo.jpgИтог работы команды завода ежедневно оценивают потребители молочной продукции «Белозорие» и «Радостино». Результаты достигнуты как по органолептическим, так и по микробиологическим показателям.

«Этот йогурт мне больше понравился…», «А как вам густота сметаны?», «М-м-м, творог у нас такой же!» – у столика с продукцией Архангельского молочного завода оживленное обсуждение специалистов молочной отрасли. В отличие от рядового потребителя они пробуют продукты особенно тщательно, обращая внимание не только на вкус, а и на цвет, запах, консистенцию.

Председатель Совета директоров агрохолдинга «Белозорие» Станислав МАТВЕЕВ непреклонен: «Что вам не понравилось?» Он пытает гостей, пытаясь получить хотя бы небольшую порцию критики. Без нее и совершенствоваться невозможно…

Среди дегустаторов Валентина ЗЫКОВА – генеральный директор ОАО «Тарногский маслозавод» (Вологодская область). «У нас небольшой завод, но мы тоже стараемся применять новые системы управления, стремимся, берем пример с крупных заводов. С Архангельском мы сотрудничаем очень давно, но на производстве удалось побывать впервые, – рассказала Валентина Зыкова. – Меня все впечатлило: насколько все технологично, продуманно, а самое главное – чисто!»

Начальник производства Кировского молочного комбината Татьяна ПУТЯЙКИНА тоже отметила чистоту на производстве, порядок: «Очень светлые помещения, квалифицированный персонал в санитарной одежде четко выполняет действия, для каждого процесса выделены особые зоны. Видно, что коллектив дружный, большой. Понравилась продукция. Особенно хорошо представлена линейка йогуртов «Радостино» с разными вкусами. Мне пришелся по душе с северными ягодами. Посещение завода лично для меня очень полезно, можно многое применить».

От первого лица

matveev_stanislav_belozorie.jpgСтанислав МАТВЕЕВ, председатель Совета директоров агрохолдинга «Белозорие»:

– Стратегически у нас стоят цели по достижению не менее 50% самообеспечения сырым молоком, что важно и для управления качеством продукции, и для стабильности поставок. Сегодня порядка 40% сырого молока уже поступает с наших ферм «Важское» Вельского района. В стадии разработки и последующей реализации проект строительства новой фермы в Холмогорском районе на 1000 голов дойного стада. Так что планы по развитию агрохолдинга Белозорие у нас достаточно амбициозные.

mazur_vera.jpgВера МАЗУР, заместитель генерального директора по производству Ярославского комбината молочных продуктов:

– У меня самые хорошие впечатления от посещения Архангельского молочного завода. Радует, что производство содержится в чистоте и образцовом порядке, а персонал демонстрирует такое серьезное отношение ко всем технологическим и управленческим процессам. Я бы использовала наработки в политике самого предприятия – принципы Бережливого производства, командное управление. Это довольно интересно, применимо практически в любой компании, отлично мотивирует людей.

demidov_dm.jpgДмитрий ДЕМИДОВ, представитель ООО «АТЛ»:

– Наша компания является эксклюзивным дистрибьютором широкого ассортимента средств экспресс-тестирования пищевых продуктов из Бельгии. Нашей продукцией в России пользуется около 800 предприятий, а завод в Архангельске находится в верхних позициях списка партнеров по тщательности контроля продукции на безопасность. В планах у завода проверять дополнительные показатели в молоке, переговоры о сотрудничестве планируем начать в этом году.

suslova_elena.jpgЕлена СУСЛОВА, группа компаний «Гран При»:

– Мы работаем с АО «Молоко» как производители профессиональных моющих и дезинфицирующих средств. В январе уже были на производстве с внутренней экспертизой, чтобы оценить применение препаратов и технологию мойки оборудования. Сейчас приехали в составе участников семинара «Молинформ».

Я как врач-эпидемиолог, санитарный врач с большим стажем работы могу сравнить Архангельский молочный завод с современным роддомом. В России много хороших заводов, но за десять лет работы с предприятиями пищевой промышленности такого образцового санитарного состояния не видела нигде. Думаю, все дело в профессиональном грамотном подходе к каждому процессу, каждому циклу – по микробиологии, по смывам, по инвентарю. Это прямая забота о качестве, ведь если на производстве чистота и порядок, то никакая инфекция потребителю не страшна.







Возврат к списку

 
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Новости компаний

© 2003-2019 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5