Рита ИЛЬИНА. Фото: Алексей Липницкий | 18.09.2015 10:11:45
В рыбном порту Архангельского тралового флота (в Маймаксе) идет разгрузка большого транспорта «Green Tromso», который привез в областной центр 2400 тонн скумбрии. Судно доставило улов траулеров АТФ из района Фарерских островов. Руководство рыбоперерабатывающего завода тралфлота уверено: сложные времена позади, сырье высочайшего качества всегда рядом и можно думать только о развитии.
Рыбоперерабатывающий завод АТФ возобновил производство в начале 2014 года, после нескольких месяцев вынужденных «каникул». Перед приватизацией тралфлота он оказался на грани закрытия. Тогда завод выпускал всего порядка восьми тонн продукции в месяц — в десять раз меньше, чем в лучшие для себя времена Часть постоянных покупателей, обеспокоенных глобальными переменами в жизни тралфлота, временно прекратила сотрудничество с заводом.
«Остановить производство легко — попробуйте запустить заново: люди поуходили, система сбыта была нарушена, - переживал тогда генеральный директор АТФ Алексей ЗАПЛАТИН. - Пока планируем восстанавливаться и выпускать до 25 тонн продукции в месяц».
Вскоре после смены собственника — уже к весне 2014 года — завод перешел на самоокупаемость.
За прошедшие полтора года на предприятии многое изменилось. Первоначально заданная планка в 25 тонн превратилась в реальный результат — 60 тонн готовой продукции в месяц. Коллектив увеличился практически вдвое. При этом интенсивных капитальных вложений в данное направление деятельности тралфлота не потребовалось - имеющихся технологий оказалось достаточно.
«Ассортимент остался прежним, а вот количество покупателей значительно возросло. Конечно, большая часть продукции остается в Архангельске. По линии розницы мы успешно сотрудничаем с ТС «Фудмаркет», «Альбатросом» (два магазина в областном центре), магазином «Дары моря» в Соломбале, с МУП «Центральный рынок» и многими индивидуальными предпринимателями, которые там работают и закупают рыбу, а также торговым домом «Каравелла», - рассказывает директор рыбоперерабатывающего завода АТФ Татьяна ЕФИМОВА. - У «Каравеллы», кстати, открыты филиалы в Котласе, Плесецке и Онеге. Кроме того, у нас есть оптовый покупатель в Вельске со своей сетью магазинов и в Котласе. Получается, охватываем практически всю область».
Своя торговая точка у предприятия одна — здесь же, у входа в Маймаксанский рыбный порт. Сюда без дополнительной рекламы приезжают покупатели из всех округов Архангельска. Рядом заканчивается строительство нового торгового павильона: горожанам больше не придется тесниться в очереди за деликатесами в стареньком вагончике. Рыбоперерабатывающий завод АТФ по-прежнему ориентируется на производство простой, но самой любимой северянами и всегда востребованной продукции: свежемороженой рыбы (стейки — в тралфлотовском магазине); соленой сельди, скумбрии и трески; скумбрии, палтуса, мойвы, окуня, зубатки и ерша холодного копчения; зубатки, окуня и трески горячего копчения; в летний период — вяленого ерша. Все позиции в ассортименте — топовые, «балластовых» нет.
«У нас есть серьезное конкурентное преимущество, позволяющее гарантировать высокое качество продукции для покупателей: на завод поступает рыба, которая только что «приехала» с моря и ни на каких «перевалочных базах» не лежала. Она сразу же направляется в холодильник или в переработку, а затем — в торговую точку», - продолжает Татьяна ЕФИМОВА.
Как узнать на прилавках продукцию Архангельского тралового флота? Все пресервы, произведенные на рыбоперерабатывающем заводе АТФ, являются брендированными. Как пояснила Татьяна Ефимова, не раскрывая пока всех секретов (над брендом еще предстоит большая работа), новые экономические условия — хороший стимул для маркетинговых идей.
АТФ по-прежнему закупает для коптильных печей германского производства только натуральное топливо: опилки определенных пород дерева, выдержанные, освободившиеся от смолы и высушенные естественным путем. Предприятий ЛПК вокруг много — недостатка в поставщиках нет. Довольно затратный (как говорят специалисты завода — только по времени), но проверенный метод: процесс горячего копчения длится порядка трех часов, холодного — пяти-шести. Есть, конечно, способы коптить рыбу быстрее и дешевле, однако тогда она будет только пахнуть «дымком».
«При выборе продукции в магазинах обращайте внимание на ее цвет, - советует Татьяна Ефимова. - У рыбы натурального копчения не может быть чересчур яркой и насыщенной окраски. Обычно такой эффект достигается при крашении рыбы жидким дымом. То, что товар радует глаз, не всегда означает его высокое качество - Если на прилавке выложена рыба без указания производителя на ценнике (к сожалению, чаще всего пишут просто «Скумбрия копченая. Архангельск» или, к примеру, «Стейки трески. Россия»), попросите этикетку: продавец обязан вам ее показать. К слову, в Архангельске большинство покупателей отлично разбираются в рыбной продукции — их не обманешь. Использовать какие-либо искусственные технологии бессмысленно. Скорее, это свойственно рынкам Москвы, Санкт-Петербурга и других крупных городов».
По словам исполнительного директора ОАО «Архангельский траловый флот» Сергея НЕСВЕТОВА, в береговую инфраструктуру АТФ в 2015-м будет вложено 150 млн, столько же предполагается на 2016-й.
«Рыбоперерабатывающий завод — очень перспективное направление деятельности АТФ. Мы подходим к пределу его производственных возможностей и рассматриваем варианты модернизации завода. Наша продукция пользуется спросом — значит, стратегия выбрана правильно: пусть рыба будет не самой дешевой, но зато самой вкусной. Мы не используем «жидкий дым» и прочую «химию», которая, возможно, удешевляет и ускоряет процессы. Мы любим рыбу и не хотим над ней «издеваться». Рыбзавод АТФ ориентирован преимущественно на региональный рынок, и в наших планах закрепиться на нем с долей около 70 процентов», - добавляет Сергей Несветов.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Алексей КОРОТЕНКОВ, заместитель министра агропромышленного комплекса и торговли Архангельской области:
- Архангельский траловый флот не просто выполняет акционерное соглашение — вкладывает большие деньги в развитие. Самое главное для рыбаков - то, чего они ждут от федеральных и региональных властей — понятные правила ведения бизнеса, которые, на мой взгляд, определились в последние годы.
Ситуация на рынке сегодня такова, что не продавцы ищут покупателей, а покупатели продавцов. Хорошо, что наши предприятия, ведущим из которых является АТФ, «не научились» использовать различные химические, влагоудерживающие и другие добавки: продукция безопасная, очень качественная и вкусная. Да, объемы не так велики, но мы делаем ровно столько, сколько нужно нашему рынку.
Другое дело, что не все умеют рыбу продавать. Порой она «закутана» в целлофановые пакеты так, что невозможно понять, треска это или, к примеру, путассу, не то что прочитать данные о производителе. В этом направлении нам — министерству АПК и торговли — еще предстоит большая работа с ритейлом: научить продаже рыбной продукции так, как это делается, например, в Норвегии, Португалии, Японии, Китае. В этом отношении стоит отметить архангельские магазины «Альбатрос», Центральный рынок (это, кстати, тоже постоянные партнеры АТФ) — там работают профессионалы, отлично умеющие выкладывать товар.
Работа над единым брендом для местной продукции продолжается. Мы ставим себе задачу защитить нашего товаропроизводителя, донести до покупателей идею о том, что, покупая местное, они не только «голосуют рублем» в пользу качества, но и поддерживают налогоплательщиков региона: эти деньги останутся в бюджете области, города и пойдут в том числе и на решение социальных задач.
Министерство использует любую возможность для того, чтобы показать продукцию предприятия за пределами региона, на всероссийских и международных выставках, форумах и других отраслевых мероприятиях. В конце августа в Санкт-Петербурге проходила выставка «Агрорусь», на которой рыбная отрасль нашего региона была представлена товарами АТФ и продукцией рыболовецких колхозов. После этого, в ходе визита в Архангельскую область, губернатор Северной столицы Георгий Полтавченко начал переговоры об увеличении поставок рыбы на рынок Петербурга.