Андрей САХАРОВ | 30.11.2013 08:17:04
Министерство сельского хозяйства Архангельской области четко определило свои приоритеты: поддержка тянущих за собой воз региональной экономики крупных состоявшихся производств и обслуживающих труднодоступные и локальные местности мелких фермерских хозяйств. Чтобы убедиться на практике, что поддержка последних – это, действительно, движение в правильном направлении, корр. «БК» составил компанию министру Дмитрию КАРЕЛЬСКОМУ в поездке в гости к двум фермерам Холмогорского района.
Анатолию АНЦИФЕРОВ из деревни Заболотье и Юрий ШАЛАПОВ из села Емецк получили гранты на развитие хозяйства из областного и федерального бюджетов. Анциферов по образованию инженер-строитель, но всю жизнь работал у себя на родине в Холмогорском районе: сначала в племсовхозе «Заречный» до 1995 года, затем возглавлял МО «Зачачьевское». Год назад Анатолий Витальевич решил сосредоточиться на личном подсобном хозяйстве. У него, чуть ли не единственного на всю деревенскую округу, включая и немаленькое село Емецк, на скотном дворе сохранилась крупная рогатая живность: три коровы, три теленка. Молоком Анциферов зимой снабжает около 30 семей. Летом количество клиентов удваивается за счет дачников.
«Его все местные просили поддержать, вот мы и уговорили официально зарегистрироваться фермером, чтобы была возможность участия в конкурсе грантов», – говорит начальник районного управления сельского хозяйства Нина БЕЛЯЕВА.
Официальный статус Анциферов приобрел только в сентябре и сразу заявился на конкурс, а уже в ноябре получил как победитель 1 млн 380 тысяч рублей на развитие хозяйства. Большую часть денег потратил на покупку новой техники: трактор МТЗ – в народе «Беларусь», косилку, грабли, картофелекопалку, погрузчик.
Новенький трактор сейчас красуется во дворе. Вокруг снуют и гогочут с грозным видом три белых гуся-первогодка, норовя укусить непрошеных гостей.
«Гуси – это мечта детства, веселят, – объясняет новоявленный индивидуальный предприниматель во время экскурсии по двору. – Да и вообще, сейчас диких гусей мало стало, так я еще и серых птиц заведу. Вот сбегут к нам от жен охотники из Архангельска, в кустах поваляются, вина выпьют, а потом ко мне - гусей покупать, чтобы дома трофеи предъявить».
В хлеву хозяина-шутника чисто: нас разглядывают и тянутся лизнуть ухоженные коровы, пытаются вырваться на волю из загона молодые поросята.
«Развожу молоко и творог по 10 деревням и в Емецк, – рассказывает Анциферов. – Поросят откармливаю для себя. В собственности 8 га земли, один использую под картошку – урожайность в этом году была хорошая, а остальное под выпас и заготовку сена. Вот хочу еще индюшат завести, говорят, это интересно».
Две коровы доит сам, одну доверяет жене. «Так что у нас все по-честному», – шутит Татьяна АНЦИФЕРОВА. Насчет увеличения количества основного ресурса хозяйства – коров – ее муж высказывается осторожно, мол, все будет зависеть от политики государства. Пока главный стимул для главы семейства – доработать несколько лет до пенсии, а что дальше будет, фермер не загадывает.
«Много коров – это проблема с реализацией молока, – считает Анатолий Витальевич. – А со следующего года и с реализацией мяса будет проблема. Сейчас-то просто: приехал в ветлечебницу, мясо показал, его заклеймили и езжай – продавай…».
«С 2014 года в России разрешена продажа мяса только тех коров и свиней, которые были забиты на специально оборудованных для этого площадках, – спешит вступить в разговор Дмитрий Карельский. – Это требование техрегламента Таможенного союза «О безопасности мяса и мясной продукции». В области нет ни одной современной бойни, но мы поддержим их строительство субсидиями. Прослеживается четкая тенденция: производство мяса железной рукой загоняют в промышленные масштабы. На плаву останутся лишь маленькие локальные хозяйства, обслуживающие глубинку и любителей всего натурального».
Анциферова производство мяса не привлекает, он считает, что на молоке деньги делать легче. «Его любой пенсионер может позволить себе купить, а мясо – нет, - считает он. – Молоко приносит постоянный доход, а производство мяса – нет».
Продается молоко по 40 рублей за литр. Большой прибыли бизнес не приносит, но к этому факту Анатолий Витальевич относится философски. «В Вологодской области стоимость натурального молока всего 25 рублей, поэтому 40 для нас - нормальная цена, – говорит фермер. - Но, конечно, будем догонять цены молокозаводов, которые по 47 рублей за пакет продают. Это, порошок, разбавленный двинской водой, не сравнить с натуральным молоком. Кстати, разница между картофелем, выращенным с помощью химических удобрений, и натуральным способом – тоже очень большая. На вкус чувствуется!».
«Людям все равно надо есть, и желательно, чтобы было дешево, а дешевизна – это определенная технология, – в свою очередь разъясняет современные тенденции министр. – Есть крупные молокозаводы, которые штампуют по 150 тонн молочной продукции в день, а есть локальный фермерский рынок. Но идет осознание того, что навязываемая поточная продукция - это не всегда хорошо. В Европе все больше и больше пользуются популярностью натуральные продукты. Поэтому будем и мы стимулировать мелких фермеров. У них нет проблем с реализацией продукции, они не конкурируют с молокозаводами. Ведь почему средние хозяйства, вроде колхозов, в области не выжили? Они производили в день две тонны молока. На месте его не реализовать, а везти на переработку невыгодно из-за трудной логистики. А собирать все это молоко вместе – это нарушение требований качества и технологии производства».
Весь грант Анциферов собрался потратить на технику. МТЗ – первая ласточка закупок. По его мнению, это хороший трактор. Главное, что в его устройстве легко разобраться. А то «иностранца» купишь, а чинить как? Так что технику надо подбирать осмотрительно. Вот директор ООО «Лига» Игорь ЕРМОЛИН, как говорят, понадеялся на польскую технику при уборке картофеля и не успел собрать до заморозков часть урожая. Польские копалки, в отличие, например, от немецких, – однорядные.
Отобедав в гостеприимном доме Анциферовых, отбываем в Емецк. На мини-ферму Юрия ШАЛАПОВА. Он, в отличие от коллеги, закупает и выращивает на убой бычков. Грант в 900 тысяч рублей получил в прошлом году. На эти деньги построил небольшую ферму, купил трактор. Сейчас откармливает 14 телят. Основные затраты у него – на покупку и заготовку кормов.
«Юрий Александрович, так же как и Анциферов, надежный человек – любое дело до конца доводит, поэтому и уговорили его участвовать в соискании гранта», – объясняет выдвижение фермера на конкурс Нина Беляева.
Уже в марте Шалапов планирует пустить бычков на убой, а мясо распродать в Емецке. До того пробовал себя в свиноводстве, но оказалось, что-то не то с нашими животными: брал поросят у сийских монахов – в весе плохо прибавляют, не растут. «Запущена порода», – уверен Шалапов.
«Вот Анциферов считает, что невыгодно на мясо работать», – задаю провокационный вопрос и получаю ответ хозяйственного мужика: «Невыгодно ничем не заниматься, а тут хоть что-то есть».
Во время нашего общения Анатолий АНЦИФЕРОВ заметил, что сегодня деревенский люд дошел до того, что и картошку не сажает, а покупает, и сделал вывод, что жить стали лучше. Но сразу добавил: «Как-то все у нас неправильно».