ИЛИМ-ПАЛП_2017_2
F5

«Белозорие» становится агрохолдингом: переработчики меняют стратегические подходы к ведению бизнеса


Беседовал Виктор ОРЕФЬЕВ | 06.04.2018 23:35:58
«Белозорие» становится агрохолдингом: переработчики меняют стратегические подходы к ведению бизнеса

В Архангельской области создается первый крупный агрохолдинг полного цикла, который объединит несколько перспективных предприятий. Речь идет о создании сырьевой площадки для крупнейшего в регионе переработчика молока – АО «Молоко». Пока ставка сделана на молочное животноводство и производство молочной продукции, но в будущем инициаторы проекта намерены усилить другие направления деятельности. О новой модели развития бизнеса рассказывает собственник, председатель совета директоров группы компаний агрохолдинга «Белозорие» Станислав МАТВЕЕВ.


– Станислав Юрьевич, АО «Молоко» – вполне успешное предприятие, крупное производство в Архангельске, которое обеспечивает молочной продукцией жителей региона. В чем смысл изменений, какие цели вы ставите?

– Последние несколько лет мы занимались модернизацией производства Архангельского молочного завода, инвестировали средства в развитие АО «Важское» – это наш крупный поставщик молока-сырья. Для детальной проработки дальнейшей стратегии не было ни времени, ни ресурсов. Мы закончили реконструкцию, сформировали некий запас прочности… и пришли к пониманию, что можем больше.

Сbelozorie_logo.jpgегодня группа компаний имеет в своем составе несколько предприятий: уже упомянутый Архангельский молочный завод (АО «Молоко»), крупнейшее сельскохозяйственное предприятие области АО «Важское» в Вельском районе, компанию «Архминводы» (под маркой «Куртяевская» и «Кнежица» производится минеральная и питьевая вода), а также другие непрофильные бизнес-единицы.

Все компании работают с хорошей прибылью, но в существующих экономических реалиях мы понимаем, что объединение экономически связанных предприятий агропромышленного комплекса в единый агрохолдинг позволит увеличить темпы экономического роста, повысить эффективность нашей деятельности, усилить конкурентоспособность производства.

Если говорить простыми словами, мы хотим стать более сильными и отвечать меняющимся потребностям рынка.

– Какие новые вызовы наблюдаются в рознице? Как отражается на продажах изменение основных игроков в ритейле?

– Понятие «торговые сети правят миром» я услышал лет десять назад. Тогда недопонимал этой фразы и только сейчас в полной мере осознал смысл сказанного…

Конечно, развитие сетей – тенденция мировая, никуда от этого не деться. Сети будут объединяться, интегрироваться, внедрять современные технологии, менять свои требования, а производители будут вынуждены подстраиваться. В этом смысле для нас это дополнительный стимул для развития: укрупняться, стабилизироваться и постоянно работать над себестоимостью. Только так можно реагировать на потребности торговых сетей, отвечать их критериям. Чтобы случайно со своей хорошей, но дорогой продукцией производитель не остался невостребованным, важно соблюдать баланс потребностей покупателей и интересов торговых сетей.

В динамике продаж мы видим, как снижается доля местных сетей и насколько растут продажи федералов. Безусловно, к лидерам рынка торговые сети более лояльны, они на полку так или иначе попадут, но это не значит, что нужно расслабляться. И это еще одно объяснение, зачем мы создаем агрохолдинг.

В каком-то смысле это и политический шаг: агрохолдинг даст возможность позиционировать нашу продукцию не как результат отдельного переработчика, а подчеркнет непрерывную цепочку производства «от поля» до пакета с молоком. Здесь расчет на лояльность покупателей (натуральность и безопасность продуктов), а также на ритейл, который заинтересован работать с крупными, надежными поставщиками.

В определенном смысле агрохолдинг как модель бизнеса позволит стать более эффективными – объединить несколько локальных компаний для усиления своих позиций на рынке сырья и готовой продукции.

moloko_bidon.jpg– Откуда сейчас поставляется молоко-сырье для АО «Молоко», какова доля самообеспеченности?

– В 2017 году АО «Молоко» произвело почти 24 тысячи тонн готовой продукции. Этот показатель с момента приобретения акций завода в 2000 году вырос в несколько раз. Когда мы покупали завод, он уже несколько дней стоял по причине отсутствия сырого молока.

Сегодня почти 60% молока-сырья мы забираем от сторонних поставщиков области, остальные 40% покрываем за счет собственного сельхозпредприятия в Вельском районе (село Благовещенское) – АО «Важское». Контрольный пакет акций общества приобретен в 2013 году, благодаря этому Архангельский молочный завод получил гарантированный объем сырого молока – сегодня это порядка 14 тысяч тонн молока в год. Уже на том этапе «Важское» было экономически ориентированным, самостоятельным хозяйством с хорошими перспективами.

За последние четыре года дойное стадо увеличилось на 50% – до 1860 голов, общее поголовье составляет более 4300 голов крупного рогатого скота. Общий объем вложенных инвестиций – около 400 млн рублей.

Сегодня «Важское» – одно из самых крупных хозяйств Архангельской области. Среднесуточный надой – 23 литра в сутки, годовой – больше 8 тонн на каждую буренку, это на 20% выше среднего показателя по области. В сутки на предприятии получают почти 40 тонн молока.

moloko_infografika.jpg

.
– Приобретение АО «Важское» – стратегический шаг, но недостаточный, чтобы обеспечить потребности завода в сыром молоке…

– Надо отметить, что с помощью «Важского» мы, можно сказать, разбили неформальный «ценовой» союз производителей «южного куста» Архангельской области. Основную часть сырого молока мы брали у трех крупнейших предприятий юга, поэтому вопрос цены был всегда острым. Кроме того, длинное логистическое плечо в 500 км добавляет к стоимости литра молока-сырья 2 рубля. Для нас это весьма чувствительный показатель, так как в себестоимости производства на сырое молоко приходится до 70%.

По сути, нам диктовали невыгодные условия работы, но других вариантов у нас не было. Фактически ни один производитель не давал никаких гарантий, что завтра не передумает и не повезет молоко другому переработчику. В то время не исполнялись даже заключенные контракты!

Эта ситуация и подтолкнула нас создавать свою подконтрольную сырьевую базу. После покупки «Важского» стало проще договариваться и с другими хозяйствами, стабилизировались объемы поставок. В целом мы довольны результатами работы АО «Важское» и намерены распространить положительный опыт хозяйства на другие проекты в рамках нового агрохолдинга.

– Что планируется построить в Холмогорском районе?

– В Холмогорах находится наш поставщик – СПК «Холмогорский племзавод». Кооператив работает стабильно и обеспечивает поставку 3,7 тысячи тонн молока в год. Однако такая форма хозяйствования, как кооператив, не позволяет хозяйству успешно развиваться, а мы как инвесторы заинтересованы в прозрачности любого бизнеса, в который намерены вкладываться. Так появилась идея акционировать предприятие, и, если все сложится, к концу 2018 года мы будем акционерами вновь созданного АО «Холмогорский племзавод» и начнем планировать модернизацию комплекса.

Не буду лукавить – процесс переговоров с пайщиками идет уже не первый год, люди опасаются отдаваться крупному холдингу. Но, на мой взгляд, иного пути у племзавода нет: без значительных финансовых вложений и усиления менеджмента кооператив будет стагнировать. Отрадно, что пайщики стали понимать, что АО «Молоко» заинтересовано в этом хозяйстве. А у нас и других вариантов-то нет, чтобы развивать свою сырьевую зону близ Архангельска!

Одновременно с этим АО «Молоко» разработало инвестиционный проект строительства молочно-товарного комплекса «Холмогорский». В Холмогорах мы планируем открыть высокотехнологичный комплекс общей площадью 20 га на 2300 голов крупного рогатого скота, 1000 дойных коров.

Комплекс будет производить более 8000 тонн сырого молока в год с гарантированным стопроцентным сбытом в АО «Молоко». Расчетный объем необходимых инвестиций – 865 млн рублей, проект включен в реестр приоритетных на территории Архангельской области. На сегодня завершен тендер на проектирование первой фермы, определен подрядчик. Если все задуманное в Холмогорском районе будет реализовано, к 2022 году планируем закрыть потребность в собственном молоке-сырье на 70%. Кроме того, сегодня мы также рассматриваем и другие направления развития агрохолдинга.

ao_moloko_logo.jpgСправка «БК»

АО «Молоко» – лидер регионального рынка молочных продуктов, объем продаж готовой продукции которого достигает 24 – 27 тысяч тонн в год. С 2000 года этот показатель вырос в несколько раз. В модернизацию и реконструкцию завода (2011-2017 г.г.) инвестировано более 510 млн рублей. Сегодня у АО «Молоко» 1830 клиентов. Предприятие является лауреатом и дипломантом отраслевых и всероссийских конкурсов. Имеет награду «Достояние Севера – 2015».





Возврат к списку

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Лента событий

Новости компаний

© 2003-2018 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5