Рита ИЛЬИНА | 03.06.2011 08:09:09
Северодвинская оборонная судоверфь «Севмаш» выплатила норвежской компании «Одфьель» около $50 млн за срыв контракта на строительство серии танкеров-химовозов. К $43 млн взысканным с предприятия решением суда приплюсовались судебные издержки. Изначально норвежская компания заявляла сумму в $303 млн 860 тысяч.
По информации СПб-ТАСС, контракт на строительство 8 танкеров-химовозов с дальнейшим увеличением серии до 12 судов «Севмаш» и «Одфьель» заключили в ноябре 2004 года. Головное судно было заложено на стапеле завода в декабре 2005 года и должно было быть сдано заказчику в 2007 году. Общая сумма контракта, по некоторым данным,
составила 540 млн долларов. Это был крупнейший заказ, когда-либо сделанный норвежскими компаниями в России.
В феврале 2008 года «Одфьель» объявила об аннулировании контракта с российской судоверфью в связи с просрочкой исполнения (ни одно судно к этому времени построено не было). «Севмаш» в свою очередь заявил, что добросовестно исполнял обязанности по строительству судов. Однако, как отмечает российская сторона, навязанное заказчиком положение контракта о фиксировании цены 2004 года на весь период строительства 12 танкеров вызвало недостаток финансовых средств. Переговоры об установлении справедливой цены к результату не привели.
30 декабря 2009 года арбитражный институт при Торгово-промышленной палате Стокгольма постановил взыскать с «Севмаша» $43,76 млн плюс судебные расходы и 8,5% в год за любую задержку выплаты. 10 декабря 2010 года арбитражный суд Архангельской области вынес решение об удовлетворении требования «Одфьель». «Севмаш» обжаловал это решение российского арбитража, но кассационная инстанция в Санкт-Петербурге оставила его в силе. 26 мая этого года Высший арбитражный суд РФ поставил окончательную точку в этой тяжбе. Северодвинскому предприятию было отказано в передаче дела в президиум суда для пересмотра в порядке надзора. С учетом процентов сумма компенсации составила $50,5 млн.
Ранее «Севмаш» также заявлял о намерении достроить суда и выставить их на продажу по рыночной стоимости. Однако в марте этого года на официальном сайте судоверфи появилось объявление о том, что предприятие производит реализацию нового судового оборудования, которое раньше предназначалось для установки на танкеры-химовозы.