ИМИДЖ-ПРЕСС | 23.10.2013 06:24:49
На прошедшей сессии облсобрания меня, как представителя аграрной отрасли, привлек вопрос «правительственного часа» по выполнению основных показателей программы развития сельского хозяйства области. Удивительно, почему эта тема обсуждается без приглашения специалистов сельского хозяйства, без науки, без представителей сельской общественности? Зачем нужны эти цифры развала нашего агропрома лесникам, дорожникам, врачам, педагогам и другим?
Разве они разберутся в них без помощи профессионалов?! Или же областное Собрание именно на это и рассчитывает – отчитался чиновник – и все дальше «шито-крыто»? Что за решение по итогам данного вопроса «принято к сведению»? Показатели программы не выполнены, в отрасли сплошной развал, в каждом практически районе области позакрывались предприятия. И что – вместо изгнания такого горе-министра с позорным клеймом милостиво разрешаем ему и дальше барствовать, разваливая остатки отрасли?!
Но перейдем к выступлению господина-министра. Цифры, приведенные им – во многом удручающие, но и лукавые одновременно! Говоря о провалах, он ни разу не обмолвился о своем (и своего министерства) вкладе в развитие отрасли! Смотрите сами – только за 9 месяцев текущего года у нас – поголовье крупного рогатого скота (КРС) уменьшилось на 1590 голов, как следствие – снижение производства мяса на 18,7%, молока, яйца - на 50%. К тому же зерна за 9 месяцев собрали на 6% меньше, картофеля – почти на 2%. Прекратили работу СПК «Коноша», ООО «Приозерная», ООО «Птицефабрика «Няндома-Бройлер», ООО «Котласская птицефабрика». «Агрофирма Коневская» также закрыла производство молока. Неозвученные предприятия ликвидированы в Холмогорском районе. Ожиданиям запуска крупной фермы в Устьянах, прозвучавшим в качестве «ложки меда» в этой «бочке дегтя» - даже и хочется, но не верится. Об этом проекте говорят ведь уже не первый год – а воз и ныне там…
Почему же закрываются предприятия? Анализа нет. Все свалено на «неэффективных руководителей». А нет ли вины минсельхоза? Что им было сделано для недопущения такого развития событий? Нет ответа. При этом видно, что суммы субсидий при общем падении сельхозпроизводства увеличились! Значит сегодня эффективно закрывать предприятия!!! Именно этой эффективности так долго и дорого в Сколкове за счет бюджета учился наш министр АПК?! Почему суммы субсидий уходят лишь на предприятия нескольких районов области (Вельский, Устьянский, Холмогорский, Шенкурский)? Нет ли в этом связи с тем, что в тех районах, куда субсидии не доходят – предприятия и закрываются? Что же тогда делается министерством, чтобы не получающие субсидия предприятия смогли бы выполнить нормативы и получить господдержку? Как же отстающим выбиться в отличники – помочь-то им кто должен?!
Как же много вопросов! Когда же будут ответы на них? Многие из них мы задаем годами, так и не получая внятных ответов… Но молчать тоже мы не имеем право! Почему нет поддержки сельской торговле – тем райповским магазинчикам, которые снабжают население самых дальних уголков области необходимым и первоочередным товаром?! Почему отказано в поддержке садоводам – дачникам, ведь это не вина наших пенсионеров, что прожить на их скудные доходы сегодня невозможно, и им приходится кормиться за счет своих дачных огородиков – тем более, что федеральный бюджет софинансирует такую программу?!
Почему не оказывается поддержка закупочным, перерабатывающим и прочим сельским кооперативам, об обязательности которой говорит федеральный министр сельского хозяйства Фёдоров?! Почему так и не решается вопрос о доступе местных продуктов на рынки области – до сих пор реализовать свою продукцию где-либо у нас невозможно?! Почему не реализуется федеральная программа создания закупочных центров, федеральная программа строительства и ремонта семейных животноводческих ферм, программа сельскохозяйственной консультации?! Почему несмотря на рост стоимости кормов не оказывается поддержка расширению производства зерна, на ввод в оборот новых пахотных земель? Почему несмотря на наилучшие показатели по росту производства, фермеры практически не получают поддержки? Почему не поднимается вопрос о возобновлении программ поддержки личных подсобных хозяйств?
Почему областное министерство отодвигается от решения проблем вверенной ей отрасли? Почему оно не знает ситуацию в хозяйствах, собирая информацию о состоянии дел из сводок статуправления? Почему нет анализа проблем, поиска путей выхода из них, программ по недопущению негативных сценариев? Министерство ведь именно для этого и создано – чтобы «держать руку на пульсе», не допуская беды. В сегодняшнем виде нам данное министерство не нужно – его вполне могут заменить несколько бухгалтеров, распределяющих средства поддержки нескольким крупным предприятиям!
Не знаю почему, но итогом данного «правительственного часа» должно было быть признание того, что госпрограмма в 2013 году полностью провалена – об этом говорят все целевые показатели данной программы, озвученные в выступлении господина министра. Более того, провален и «план деятельности (дорожная карта) минсельхоза на 13-18 годы». Более того, согласно доклада, нашего министра уже сейчас можно привлекать за игнорирование положения о министерстве сельского хозяйства, т.к. из 56 переданных ему полномочий практически никакие не выполняются…
В этом ворохе интересно было выступление нового председателя аграрного комитета областного Собрания Владимира Левачёва. Обернувшись к прошлому, он поведал, что по сравнению с 1990 годом у нас в губернии ежегодно собирается лишь 4% от валового сбора зерна, 4% картофеля, 2,6% овощей. Поголовье КРС упало до 15%, коров – до 17%.
Цифры более, чем любопытные – тем более, что профильное министерство цифр – какое количество продуктов питания нужно производить в области для удовлетворения потребностей населения не даёт! Но главное – даже при той устаревшей технике, при тех малых ресурсах и достаточно низкой продуктивности (да к тому же при той низкой численности чиновников) – мы могли полностью кормить весь свой регион. Уверен, если бы найти цифры сельхозпроизводства за 1913 год – то они еще больше бы нас поразили!
На мой взгляд, «правительственный час» в областном Собрании депутатов должен быть как "малый Нюрнберг", как филиал Гаагского трибунала – а у нас даже не попытались мягко указать на недостатки… Тем самым как бы дав добро на дальнейшую деятельность по уничтожению села. А ведь не зря ещё Столыпин говорил – «Без деревни нет России!» - чего же добивается нынешняя команда областных управленцев? Со слов председателя аграрного комитета Левачёва В.Г., «комитет не собирается выставлять оценку министерству сельского хозяйства за слабое управление отраслью», он высказал лишь предложения – «найти пути укрепления аграрных предприятий всех форм собственности», «входить в аграрные программы федерального правительства»…
Оптимизм лишь в том, что в конце вопроса новый председатель областного Собрания Виктор Новожилов обмолвился – «что-то неправильно, недоработано у нас в ведении «правительственного часа» - в конце сессии надо поправить». Лишь бы не было это слишком поздно!
Михаил СИЛАНТЬЕВ, председатель совета областной ассоциации фермеров «АККОР»,
член Архангельского регионального отделения «Аграрной партии России»,
депутат Архангельского областного Собрания 2, 3, 4 созывов.