Андрей САХАРОВ | 03.04.2013 11:43:27
Бизнесу в провинции тяжко, если не сказать жестче... Но как бы ни душили малый бизнес, он все же держится на плаву, а его владельцы не стесняются откровенно говорить, что они думают о власти и растущих налогах. Своеобразную книгу жалоб предпринимателей Каргополя — районного центра с населением чуть более 10 тысяч человек - составил «БК».
28 марта в Каргополе на конференции малого и среднего бизнеса собралось около 30 участников. Ее организовала администрация Каргопольского района совместно с Архангельским региональным отделением «Деловой России». Открыл встречу глава Каргопольского района Андрей ЕГОРОВ, который подчеркнул, что в основе экономики муниципального образования по-прежнему остается лесной бизнес.
«Наша главная задача - убрать барьеры между бизнесом и властью, а не просто снизить налоги, – сказал председатель Архангельского отделения «Деловой России», депутат Архангельской городской Думы Дмитрий ЮРКОВ. – Мы должны доказывать президенту России, что в стране не так все хорошо, как могло бы быть. У нас останавливаются крупные предприятия, поэтому экономической опорой становится средний и малый бизнес».
Юрков пожаловался на засилье федеральных торговых сетей, которые «как пылесосы высасывают деньги из области». Раскритиковал повышение стоимости налоговых патентов в регионе, которое произошло с 1 января 2013 года, заявив, что «работать парикмахером в Архангельске и в области – не одно и то же». Покритиковал банки за бюрократизм в выдаче кредитов, бумажную волокиту государственных процедур и «бухгалтерский налог» – рост затрат на ведение финансового документооборота.
Общая иллюстрация традиционных проблем предпринимателей дополнилась конкретными примерами. Так, генеральный директор молочного комбината «Каргопольский» Алексей МАКАРОВ посетовал на отсутствие диалога между властью, бизнесом и населением: «Власть считает, что народ ленив, люди не любят чиновников за неповоротливость, а предпринимателей сравнивают с ворами. Но социально-экономические проблемы можно решить только сообща». Актуальная проблема для комбината, по словам Макарова, – кадры. Молодежь не хочет работать на «земле», мечтает о своем бизнесе или, например, о профессии бухгалтера. Вот и на комбинате скоро останутся одни пенсионеры...
Председатель совета Каргопольской райпотребкооперации Инна ТЮЛЬПИНА пожаловалась на двукратное увеличение налогов за последние пять лет (предприятия райпо в прошлом году заплатили 28,5 млн рублей) и отставание в общем товарообороте района от крупных торговых сетей.
«У нас предприятие с широкой производственной базой и социальной нагрузкой в виде убыточных магазинов в удаленных и малонаселенных пунктах, поэтому нам за сетевиками не угнаться. В этом году вынуждены закрыть несколько торговых точек в глубинке. Но если нам помогут приобрести автомагазин, то мы продолжим обслуживать население», - сказала Тюльпина.
Инна Александровна покритиковала главу района: «Мы приглашали вас на отчетное собрание, но никто не пришел. Когда пошли слухи о закрытии нашего магазина в Каргополе, Андрей Николаевич позвонил уточнить – вот и весь интерес».
Особо прошлась Тюльпина по работе районной прокуратуры, которая заставила райпо сделать в магазине пандус, который обошелся в 500 тысяч рублей. «Пандусом за это время только один инвалид воспользовался. А мы могли бы на эти деньги новое оборудование купить. Доходит до смешного: судебный пристав приходил, замерял - правильно ли мы построили. У меня вопрос — почему же прокуратура к своему зданию пандус не сделает?».
Из уст генерального директора единственного в районе строительного предприятия «Северянин» Евгения ЧЕРПАНОВА тоже звучали жалобы: на большой финансовый объем обеспечительных заявок на конкурсах, конкуренцию «прохиндеев» из Москвы, неработающий институт арбитражных управляющих, 94-й Федеральный закон…
«Решайте что-нибудь с этим законом, не должно быть в строительной сфере конкурсов, – сказал Черепанов. – Цены на материалы устанавливают производители, и они все время растут, поэтому принцип снижения цены госконтракта в ходе конкурсной процедуры по факту абсурден. По моим подсчетам, из-за сокращения объемов работ за последние два-три года бюджет района потерял 5 млн рублей налоговых поступлений».
«Сомневалась, говорить или нет», – начала свое выступление директор каргопольского «Бизнес-центр отеля» Надежда РАССОЛОВА. По ее словам, кадастровая оценка земельных участков и недвижимости, актуализированная в этом году, не выдерживает никакой критики. «27 млн рублей за два этажа с износом в 60% - куда это годится? Не правильнее ли рассчитывать выкупную стоимость исходя из остаточной стоимости объекта с учетом инфляции?! Повернитесь к нам лицом, а то власть забыла, что мы единый организм: плохо бизнесу - плохо и бюджетным организациям, живущим на наши налоги», - сказала Рассолова.
Владелица придорожного кафе, председатель ТОСа «Лядинский круг» (д. Лядины) Любовь ВИКУЛОВА выдала эмоциональный монолог: «Закупаю только каргопольские продукты, а получаю повышение налогов. Вынуждена уволить двух работниц, так одна, с ребенком на руках, ревет: «Не дай умереть с голоду!». В деревне работы нет. Мужики просят: «Дай хоть дрова поколоть». А когда просишь в Архангельске чиновников рассказать, как они помогают малому бизнесу, в ответ слышишь: «Смотрите сайт правительства». А если у нас в деревне даже мобильная связь плохая? На днях с меня плату из Российского авторского общества потребовали - за то, что в кафе дальнобойщики телевизор смотрят и музыку слушают. Я Путину письмо пишу, а то скоро и за его телеотчеты будут деньги брать!».
«Я тоже не хотела выступать, но молчать не могу, – сказала гендиректор сельхозпредприятия «Каргополье» Галина КУТОБАЕВА. – У нас хорошая кредитная история, однако уже две недели ждем одобрения «Россельхозбанком» заявки на 1,5 млн рублей. Вот-вот закончится срок договоренности с поставщиками семян, а банк все решает, давать деньги или нет. А везде его реклама: «Берите кредиты». Вообще, нас надо освободить от налогов. Мы только за электроэнергию столько выплачиваем, что возникает желание пустить скот под нож, и гори все огнем!»
Когда эмоции схлынули, Галина Федоровна вспомнила о насущном: «Мы хотим землю выкупить. Как это сделать?». И тут же с мест посыпалось: «Мы все готовы оформить землю в собственность, если государство поможет». Но срок льготного выкупа участков закончился в прошлом году: сейчас и аренда, и продажа «танцуют» от кадастровой стоимости, которая подскочила в разы.
«Я думал, нет желания землю брать, хорошо, обсудим, – задумчиво сказал Андрей Егоров и, завершая конференцию, философски заметил: - Когда лес закончится, чем заниматься будем?».
«Умирать», – отреагировала Галина Кутобаева. «Не дождетесь!» - кто-то сказал в зале.