ИЛИМ
Приглашение в телеграм-канал БК

Пятница, 29 марта, 2024 05:47

Хроника легендарного рейса: 50 лет назад была написана первая страница продлённой навигации на Севморпути


Подготовила Тамара ГУМЕНЮК | 10.11.2020 00:03:43
Хроника легендарного рейса: 50 лет назад была написана первая страница продлённой навигации на Севморпути

В конце 60-х годов прошлого века плавание грузовых судов из Архангельска в Дудинку заканчивалось в октябре. Но мощное развитие лидера мировой цветной металлургии — Норильского комбината — уже показывало острую необходимость в постоянном обеспечении транспортных связей через этот крупнейший в Сибири международный порт.


Одновременно втягивалась в поиск нефтегазовых провинций приполярная территория Ямало-Ненецкого округа, что также требовало завоза оборудования в зимний период. Таким образом, обозначилась общегосударственная задача - продление навигации по Северному морскому пути. Для ее выполнения в мае 1970 года на коллегии Министерства морского флота было принято решение о проведении первого экспериментального рейса Архангельск — Дудинка — Мурманск в ноябре - декабре того же года.

В подготовку включились многочисленные службы министерств и ведомств, маневровая группа Гидрографического предприятия Министерства морского флота, научно-исследовательский отряд ААНИИ, исследовательская группа ЦНИИМФа, Полярное управление гражданской авиации, Мурманское морское пароходство, Архангельский морской порт, сотрудники Московской и Архангельской контор Норильского горно-металлургического комбината.

Руководить рейсом было поручено штабу морских операций западного сектора Арктики под руководством Бронислава Семёновича МАЙНАГАШЕВА. В позывных его должность обозначалась всего двумя емкими буквами «НМ» - «начальник моря». Располагался штаб на Диксоне.

За три дня до выхода грузового судна из Архангельска была начата авиаразведка ледовой обстановки в Карском море. Работу средств навигационного оборудования в проливе Карские Ворота контролировала Архангельская гидробаза с помощью гидрографического судна «Моряна».

10 ноября 1970 года дизель-электроход «Гижига» с грузами для Норильского горно-металлургического комбината отошел от причала Архангельского морского порта. Эксперимент, за ходом которого следила вся страна, начался!

Караван повели опытнейшие капитаны. На атомоходе «Ленин» это был Борис Макарович Соколов, «Капитаном Белоусовым» командовал старейший полярный моряк Константин Константинович Бызов, «Капитаном Ворониным» - Иван Григорьевич Сясин. На мостике дизель-электрохода «Гижига» находился капитан Владислав Николаевич Маков, выпускник Архангельского мореходного училища.

На борту атомохода «В. И. Ленин» и ледокола «Капитан Белоусов» приступили к исследованиям научно-оперативные группы Арктического и Антарктического НИИ. На борту «Гижиги» находились сотрудники Центрального НИИ морского флота, а также заместитель директора НГМК Борис Михайлович Благих и начальник Архангельской конторы Норильского комбината, в недавнем прошлом заместитель начальника Дудинского порта Станислав Антонович Гуменюк. Как одни из организаторов необычного рейса, они контролировали все этапы разработанной программы.

15 ноября подключилась к работе авиация: АН-24 с аппаратурой «Торос» для определения толщины льда и передающей аппаратурой «Ладога». Определение технических возможностей судов и ледоколов, ледовой разведки самолетами АН-24 со спецаппаратурой – такого опыта тоже еще не было в мире.

По воспоминаниям капитана «Гижиги» Владислава Макова, «атомоход «Ленин» несколько раз застревал во льдах, т.к. не было пневмообмыва. Образовывалась «шуба» с обоих бортов метров по 20. К нему на околку выходил ледокол «Мурманск» и тоже застревал в этой «каше». Под конец разгонялся д/э «Гижига» и тоже застревал. При совместной работе машинами назад, примерно 15-20 минут, ледоколы получали движение». Никто и никогда не ходил в такое позднее время в этих широтах!

19 ноября, за 100 часов пройдя от Карских Ворот до столицы Таймыра 800 ледовых миль, в 13 часов 30 минут дизель-электроход «Гижига» подошел к Дудинке, а в 17.30 при проводке ледоколов встал у причала. Несмотря на 40-градусный мороз, тысячи жителей вышли на берег Енисея посмотреть на это зрелище. Митинг, оркестр, пресса... Поступили правительственные поздравительные телеграммы.

К долгожданной встрече в Дудинском арктическом порту тоже готовились. Спаренным портовым кранам и докерам предстояло в экстремальных условиях выгружать с борта корабля 37-тонные канадские бульдозеры «Катерпиллеры», а затем загружать в трюмы свежую руду. Когда приступили к погрузке, оказалось, что руда из железнодорожных думкаров не вываливается, так как смерзлась при перевозке. Для раздавливания 30-50-ти тонных глыб как раз пригодился один из доставленных «Катерпиллеров». А ведь в случае вынужденной зимовки дизель-электрохода «Гижига» (если судно не смогут вывести из порта) погруженную руду надо будет снова выгружать, иначе в трюмах она самовозгорится. Изучение на практике возможностей погрузки, перевозки и выгрузки медной руды при низких температурах тоже было экспериментом.

Преодолев немало «сюрпризов», моряки и портовики уложились в намеченные 7 суток и 26 ноября в 9 часов утра «Гижига» отошла от причала Дудинского порта. Черная пурга, ветер 9 баллов, видимость нулевая. Судно отправилось с грузом на коротком буксире за ледоходом - «на усах», как говорят моряки. Когда ветер чуть поутих, было решено провести испытания. «Гижига» поменялась местами с ледоколами и пошла самостоятельно до Корсаковских островов, где через 48 часов напряженного плавания ее встречал атомоход «Ленин». По курсу на Мурманск продолжилась не менее трудная часть эксперимента – получение и обобщение данных о возможности использования ледоколов на проводке судов в сложных гидрометеорологических условиях во льдах Енисея и Карского моря.

Дизель-электроход «Гижига» снова замыкал ледовый караван и, казалось бы, какая ледокольная армада была сосредоточена для обеспечения движения всего одного транспортного судна! Но не стоит забывать, что эти первые отечественные ледоколы не шли в сравнение с ледовыми богатырями, которые появились в Арктике спустя 10-20 лет. Причем во многом благодаря успеху легендарного экспериментального рейса, длившегося 35 дней, и для осуществления открытых им перспектив. Даже поход атомохода «Арктика» к Северному полюсу, как и проводка атомным ледоколом «Сибирь» судов по всей трассе Северного морского пути, были бы немыслимы без рабочих круглогодичных рейсов по линии Мурманск — Архангельск — Дудинка.

Так 50 лет назад была написана первая страница продленной навигации на труднейшей трассе планеты – Северном морском пути.

По итогам этого эксперимента большой группе моряков, организаторов и участников рейса были присуждены государственные награды.

Пожелаем морякам в день 50-летия продленных навигаций традиционных семи футов под килем, а теперь надо добавлять — и легкого льда…

Публикация подготовлена по материалам книги «Легендарный поход «Гижиги» В. Кравеца, книги П. Соловьёва «История Дудинского порта», газеты «Заполярная правда» №3, 1980 г., ст. Ю. Геталло «Труженики Арктики».







Возврат к списку

Для вас

Лента событий

Новости компаний

Для вас

© 2003-2024 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5

Еженедельно отправляем свежий номер
и подборку самых важных новостей