ИМИДЖ-ПРЕСС. Фото https://vk.com/id242723358 | 29.12.2023 09:45:33
В Архангельске уже больше трёх лет развивается интереснейший проект, с деревянным судостроением. На площадке «Технопарка» САФУ в ангаре строятся традиционные поморские суда по старинным чертежам и технологиям. Это – проект НКО «Верфь товарищества поморского судостроения». На днях верфь посетил депутат Государственной Думы Григорий ШИЛКИН.
Напомним, верфь Товарищества поморского судостроения — это комплексный судостроительный, образовательный и культурный проект, посвящённый сохранению и развитию морских традиций Поморья. Как рассказал депутату руководитель НКО «Верфь товарищества поморского судостроения», идейный вдохновитель и организатор проекта Евгений ШКАРУБА, вместе с командой они совершенствуют технологии строительства поморских судов с использованием современного оборудования и знаний.
«Имел удовольствие убедиться в справедливости слов Евгений Викторовича, побывав на верфи. В настоящее время там строится шхуна, на которой можно будет организовывать полноценные туры вдоль побережья Арктики для всех желающих, – поделился на своей страничке «ВКонтакте» Григорий Шилкин. – Кочи, карбасы, шхуны – всё то, что создавалось опытными промысловиками-поморами, для команды «Поморской верфи» не просто увлечение, а смысл жизнь. За плечами ребят – кругосветное путешествие, участие в регатах в Норвегии, организация регаты в Архангельске».
Примечательно, что первый карбас был построен в 2017 году в селе Лешуконское под руководством опытного мастера народного судостроения Виктора Петровича КУЗНЕЦОВА. С тех пор было построено ещё 10 таких судов, причём последний - в Москве этим летом.
В 2019 году у верфи появилась своя крыша над головой: она разместилась в ангаре на территории Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова. Проект получил поддержку ректора САФУ Елены КУДРЯШОВОЙ. Торжественное открытие верфи в Архангельске состоялось в ноябре 2020 года с закладки киля поморской шхуны. Сегодня на базе «Поморской верфи» проходят практику студенты, проводятся научные исследования.
«Поморская верфь» – это не только производственная, но и культурно-образовательная площадка. Здесь собраны уникальные фотоматериалы, архивные документы и чертежи северных морских судов. Евгений Шкаруба с единомышленниками ездит по побережью Белого моря, находит и заносит на карту остовы кочей и карбасов», – рассказал депутат.
На развитие верфи привлекаются грантовые средства. За эти годы «Поморская верфь» поучила 15 грантов Президента РФ, Президентского фонда культурных инициатив, Фонда Владимира Потанина, министерства культуры, а также губернатора Архангельской области.
А следующим летом будет реализован проект «Мангазейский морской ход». Энтузиасты собираются пройти вдоль арктического побережья на карбасе, повторив путь поморов-первооткрывателей из Архангельска до легендарной сибирской Мангазеи.
Будет построен поморский карбас, которому в общей сложности предстоит преодолеть 2700 километров: сначала прийти в Архангельск, а затем – в места, где когда-то находился город Мангазея. К участию приглашаются все желающие.
Напомним, что первая подобна экспедиция в новое время состоялась в 1967 году помором Дмитрием БУТОРИНЫМ и писателем Михаилом СКОРОХОДОВЫМ на карбасе «Щелья». Им предстояло преодолеть три моря – Белое, Баренцево и Карское, прежде чем достичь устья сибирской реки Обь: того самого места, где находилась древняя Мангазея — торговый центр, соединяющий Европу и Азию.
«По словам Евгения Шкарубы, интерес к деревянному судостроению, к путешествиям на поморских судах огромен. Люди специально приезжают из Москвы, чтобы побывать на верфи. Сюда на экскурсии почётных гостей. Деревянное судостроение ассоциируется с Архангельской областью, является одним из её брендов. Однако Евгений Викторович посетовал, что в проекте возрождения поморского судостроения видят бОльшую ценность федералы, нежели сами северяне, - отметил депутат Госдумы. – Не во всём соглашусь: поддержка подобных проектов зависит от бюджетных возможностей самого региона. Однако Поморью действительно нужны прорывные туристические инвестиционные проекты, способные заметно улучшить финансовую стабильность региона. К ним относится и то, что делает «Поморская верфь». Но для того, чтобы инвестиционный проект заработал, он должен быть рассчитан, обоснован и отражен в инвестиционной региональной программе развития туризма, публичной, привлекающей внимание потенциальных инвесторов, с которыми тоже надо постоянно работать».