Ирина ОВЧИННИКОВА | 27.09.2012 08:29:06
О необходимости привлекать бизнес в сферу культуры говорили участники III Российско-норвежского культурного форума «Традиции, наследие, новации», который прошел в Петрозаводске. Здесь слова «индустрия – маркетинг - продукт» прозвучали применительно к культуре. Первый российско-норвежский культурный форум состоялся в 2010 году в
Архангельске и с тех пор стал традиционной площадкой для общения
деятелей культуры и искусства двух государств.
На форуме в Петрозаводске наряду с уже сложившимися магистральными направлениями сотрудничества определили и новые. В частности, обсуждались идеи и действующие проекты этнокультурного предпринимательства.
Вообще народные промыслы, если подойти к ним с умом, могут стать хорошей основой для малого и среднего бизнеса. Обратимся к производству сувенирной продукции. Сегодня понятно, что одно дело - создать произведение и совсем другое - суметь его продать. Этому, как оказалось, хотят научиться многие народные мастера. Примеры такого производства уже есть: норвежские свитера с национальными узорами, карельские бусы с традиционным рисунком - современные и стильные. Или северные функциональные изделия из бересты. Это отлаженные производства, которые приносят реальный доход.
Еще один аспект этноиндустрии – продвижение культурного и событийного туризма. Например, активное создание гостевых домов, формирование культурных этнических центров.
«В Архангельской области достаточно много подобных центров, и они активно работают. Например, в Пинежском районе помимо сувениров предприниматели совместно с работниками культуры активно продвигают традиционную пинежскую кухню», - говорит начальник отдела социально-культурного проектирования министерства культуры Архангельской области Людмила КОМАРОВСКАЯ.
По ее словам, сейчас важно разработать стратегию продвижения, сделать заметными на новых рынках ростки культурного, природного, событийного и этнотуризма. Культурная традиция, запечатленная в узоре, рисунке, поделке, прежде всего «знак высокого прошлого». Но традиционная культура требует новых подходов, ведь конкуренция на сувенирных рынках становится все более жесткой. «Творческие народные ресурсы в Архангельской области огромны, но они пока слабо включены в культурный и туристический оборот. Разработать и воплотить в жизнь соответствующие проекты – одна из важнейших задач. Прекрасной площадкой для обмена подобным опытом может стать ежегодная международная Маргаритинская ярмарка, которая объединяет «и творцов, и купцов», - уверена Комаровская.