ИЛИМ
Приглашение в телеграм-канал БК

Пятница, 19 апреля, 2024 19:55

Дата в истории: Герой-полярник с почтовой марки...


Леонид БОЙКО | 28.11.2020 03:41:46
Дата в истории: Герой-полярник с почтовой марки...

105 лет назад, 28 ноября (15-го по старому стилю) 1915 г. в Архангельске родился Николай Сергеевич ШАРЫПОВ. Он первым среди уроженцев Архангельска был удостоен звания почётный полярник (6.11.1938), а 3 февраля 1940 и высшей степени отличия в СССР – звания Герой Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали Золотая Звезда (№ 236). Он стал первым и остался единственным уроженцем Архангельска, чей портрет при жизни был помещён на почтовой марке СССР. А Георгий Димитров справедливо назвал почтовые марки «визитными карточками страны».


До войны 630 человек были удостоены звания Героя Советского Союза. И только 45 из них – за подвиги мирные. Треть из них составлял последний состав экипажа ледокольного парохода «Г. Седов», совершившего героический 815-суточный дрейф из моря Лаптевых в Гренландское через Центральный арктический бассейн. В связи с тем, что портом приписки «Г. Седова» был город Архангельск, я думаю, мы вправе считать всех 15 героев-седовцев нашими земляками. Ведь если в зарубежных портах и на просторах морей и океанов судно считается частью территории той страны, чей флаг оно несёт, то разве мы не вправе считать находящийся на этом судне экипаж ещё и жителями «малой родины» этого судна – порта его приписки? Но разговор сегодня только о Шарыпове.

Самым страшным моментом дрейфа стала ночь с 26 на 27 сентября 1938 года, когда по вине капитана судно едва не погибло. Подвижкой льда «Г. Седов» быстро кренился на правый борт. Через неисправный клапан выходного отверстия запасного холодильника, ушедшего под воду на 1,8 метра, внутрь судна стало поступать до 25-30 тонн воды ежечасно. Экипаж ручной помпой (котлы были уже погашены) успевал откачивать лишь по 10 тонн в час и безуспешно пытался поставить цементный ящик. Вот тогда механик Сергей Токарев и машинист Николай Шарыпов спустились за борт на льдину, чтобы снаружи впотьмах отыскать злополучное отверстие и перекрыть доступ воде в корпус пучками пакли, обмазанной тавотом. При температуре воздуха минус 12 и воды минус 1,5 градусов сначала Токарев, а затем Шарыпов 20 минут работали в воде, ежесекундно рискуя быть раздавленными о борт судна льдиной, толщина которой вдвое превышала рост каждого. Подстраховывавший Шарыпова Токарев так описал подвиг Николая: «Я увидел, какой опасности подвергается Шарыпов. Льдина, на которой я стоял, находилась под острым углом к кораблю. Вместе с бортом лёд как бы составлял ножницы. Эти огромные ножницы то расходились, то опять сходились. Я напряжённо следил за движением льда, чтобы вовремя выдернуть из воды Шарыпова… Судно накренилось ещё больше, и Николаю пришлось спуститься под воду с головой… Он вынырнул и закричал: Всё в порядке!» В руках его не было пакли. «Всё в порядке», – задыхаясь повторил он и поплыл саженками к льдине». Но ни Токарев, ни Шарыпов, никто вообще из экипажа в ходе того аврала не простыл.

Хотя он был самым молодым в героическом экипаже седовцев, вклад Николая не только в спасение судна, но и в повседневном труде, и в научные наблюдения экипажа был заметен. Капитан Константин Бадигин характеризовал Николая: «замечательный выдумщик, мастер на все руки, отважный человек». Чуть подробнее о втором и первом.

Интерес на Большой земле к жизни и работе героического экипажа был огромен. Постоянно поступали телеграммы со всего Союза с просьбой рассказать о дрейфе. Седовцы были корреспондентами всесоюзного радио и более 30 печатных изданий, включая «Правду» и «Известия». Заметку Николая Шарыпова «Наш досуг» опубликовала на 3-й полосе 2 февраля 1940 г. газета «Известия». Его автобиографическая статья «Простая жизнь» опубликована в сборнике «Рассказы седовцев». Он принимал участие и был премирован 1 000 рублей за работы по ремонту пера руля судна. Не единожды заменял повара Павла Мегера на кухне. Был парикмахером, киномехаником. Однажды то ли случайно, то ли специально зарядил плёнку в кинопроекторе вверх ногами. Много смеха товарищей вызвал тот просмотр, где из воды показываются ноги прыгуна с вышки, затем он весь стремительно взлетает вверх на трамплин и, пятясь, уходит. У курильщика по мере курения папироса не уменьшалась, а превращалась в целую и он, «покурив», её убирал в портсигар.

Но выдумки были и серьёзные. Седовцы изготовил лебёдку и сплели более 5 000 метров троса для измерения глубин. Но определить точно глубину не могли, так как не улавливали момент соприкосновения груза с грунтом. Шарыпов разыскал безмен для взвешивания угля и приспособил его к лебёдке. В момент касания стрелка безмена реагировала на уменьшение тяжести троса с грузом. И также она реагировала в момент отрыва груза от грунта. А ведь у парня за плечами было 6 классов школы и школа морского и заводского ученичества при «Красной Кузнице». Остального добивался самообразованием и тем, что перенимал опыт старших.

За время дрейфа он, бывший в судовой роли кочегаром 1 класса, подготовился, сдал экзамены и получил квалификацию машиниста 1-го класса. Нес он и общественные нагрузки: был профоргом, библиотекарем, спорторгом...

После торжественной встречи и банкета 2 февраля 1940 г. в их честь в Кремле в присутствии Сталина и всего руководства страны, седовцев обследовали и подлечили в правительственном санатории Барвиха. 8 марта пятерых, у кого семьи были в Архангельске, торжественно принимали в Большом театре родного города. При свечах, так как два дня ещё оставалось до прекращения войны с Финляндией.

В 1940-м Шарыпова приняли в Промакадемию в Москве, закончить которую помешала война. В 1942-м в составе батальона добровольцев морской пехоты Северного флота Николай воевал под Сталинградом, где командовал взводом разведки, был тяжело ранен. По излечению, в звании старшины I статьи уволен из армии. В 1944-45 работал машинистом на полученном по лендлизу «Диксоне», а после войны на «Сталинабаде» ходил в загранплавания. Женившись на балерине Майе Берг-Александровой, с 40-х годов жил в Москве.

Работая на монтаже высотного здания в Москве заслонил собой людей от грозившей смести их на землю бетонной конструкции; получил тяжёлые увечья, ему ампутировали ногу.

За ратные и трудовые подвиги Николай Шарыпов награждён был вторым орденом Ленина, орденами Отечественной войны (степень по тусклой орденской планке не определить), Красной Звезды и медалями.

Умер Николай Сергеевич в Москве 16 декабря 1979 года. В интернете выложена фотография общего надгробия на могилах Н.С. Шарыпова и его супруги, но без указания кладбища.

Усилиями почётного гражданина г. Архангельска Владислава Дмитриевича Иванова 5 мая 2005 года на стене гимназии № 6 установлена мемориальная доска, напоминающая, что в школе № 6 с первого по шестой классы учился Коля Шарыпов, первый уроженец Архангельска, ставший Героем Советского Союза. Памятную доску с изображением Героя безвозмездно изготовила Военно-Мемориальная компания (руководитель А.К. Новосильцев).

Но в городе самого молодого Героя Советского Союза за мирный подвиг нет ни одного топонима, напоминающего землякам о нём.

Буду признателен родственникам Н.С. Шарыпова, которые поделились бы копиями документов, на основе которых жизнь этого выдающегося человека можно было бы увековечить в книге.





Возврат к списку

Для вас

Лента событий

Новости компаний

Для вас

© 2003-2024 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5

Еженедельно отправляем свежий номер
и подборку самых важных новостей