ИЛИМ-Бумага
Подписка на телеграм-канал БК
Подписка на дзен-канал БК

Среда, 25 декабря, 2024 17:09

Дорога расчищена: Плесецкое ДУ оставило своих конкурентов в Архангельске без работы


Артём БОТЫГИН. Фото Андрея Паршина и Алексея Липницкого | 23.12.2017 01:15:48
Дорога расчищена: Плесецкое ДУ оставило своих конкурентов в Архангельске без работы

Плесецкое дорожное управление, получившее подряд на уборку дорог Архангельска сразу на два года, по сути, оставило большую часть конкурентов, которые занимались этим прежде, без работы. По оценкам руководителей дорожных организаций, шансов получить следующий контракт – в конце 2019 года – у них еще меньше, а чтобы пережить ближайшую зиму и дождаться аукционов по ремонту дорог, придется на несколько месяцев сократить штат более чем вдвое.


Плесецкое дорожное управление существует уже более полувека и, несмотря на название, работает не только в Плесецке. 100% акций ПДУ принадлежат Архангельской области, предприятие присутствует в восьми районах региона, а головной офис компании давно находится в Архангельске.

Несмотря на это, прежде уборка улиц в областном центре предприятие не интересовала: покупать новую технику или перегонять машины из районов в Архангельск невыгодно. Однако последний муниципальный контракт – сразу на два года и на 593 млн рублей – изменил приоритеты.

Плесецкое дорожное управление уверенно выиграло конкурс, в Архангельске оперативно был создан новый участок, в штат которого уже принято около 20 водителей, трактористов и других работников. Всего же планируется нанять до 40 сотрудников.

Подробная «раскадровка»

НечаевКадры в Плесецкое дорожное управление начали стекаться в том числе и из дорожно-строительных компаний Архангельска, которые на ближайшие два зимних сезона остались без работы. Так, по словам председателя совета директоров Группы компаний «Севзапдорстрой», депутата Архангельской городской Думы Александра НЕЧАЕВА, за последние несколько месяцев из компании уволились почти 300 человек, еще около 200 сотрудников могут забрать документы в ближайшее время, и в компании останется всего порядка 180 работников.

«Сейчас у нас кризис, и мы чувствуем, что стоять будем еще минимум три месяца. Люди перешли на другие предприятия, где есть работа. Когда у нас появятся контракты, процентов 70 должны вернуться – это естественный процесс», – считает Александр Нечаев.

Более чем вдвое сократился штат и ЗАО «АГСУМ»: если на конец сентября у предприятия было около 180 сотрудников (без учета временно занятых), то к 30 ноября осталось лишь 80.

«Люди уходят, но зачастую «в никуда»: город маленький, и в этой сфере найти вакансию сложно. Ряд дорожных предприятий с численностью сотрудников под 200 человек в этом сезоне остался не у дел, как и индивидуальные предприниматели, которые обычно работали на субподряде. Ориентировочно это продлится до мая. Строительство дорог сейчас невозможно, поскольку все завалено снегом, а новые контракты будут только в начале следующего года. Для нас это существенный удар: речь идет о 30-40% от общего объема работ, которые мы выполняли. По сути, за счет этого контракта мы сохраняли полный штат зимой», – отметила заместитель директора ЗАО «АГСУМ» Анастасия ФЕДОРЕЦ.

Заметные кадровые потери наблюдаются также в рядах специализированного МУП «Архкомхоз»: год назад на предприятии было занято 280 человек, сейчас – 150. Но стоит отметить, что такое заметное сокращение произошло постепенно, в течение года. В январе 2017-го – после передачи в федеральную собственность Краснофлотского моста – штат МУПа сократился на 50 человек.

«К тому же раньше мы набирали дворников, проживающих поблизости от объектов, которые нужно обслуживать. Сейчас же у нас работают мобильные бригады, которые ездят от объекта к объекту – так гораздо эффективнее. В середине года на предприятии было около 180 человек, но с учетом того, что работ по содержанию дорог в этом году мало, люди продолжают увольняться», – рассказал «БК» директор МУП «Архкомхоз» Владимир МОХНАЧЕВ.

При этом, по мнению директора департамента транспорта, строительства и городской инфраструктуры администрации Архангельска Петра ЧЕЧУЛИНА, говорить о том, что муниципальное предприятие простаивает, нельзя: помимо уборки улиц МУП занимается содержанием ливнево-дренажной канализации и мостов и по этим направлениям загружено в полном объеме. Кроме того, «Архкомхоз» стал субподрядчиком Плесецкого дорожного управления, получив двухлетний контракт на уборку дворов, правда, всего на 2 млн 250 тысяч рублей.

Архангельск вне конкуренции

«Поделиться» контрактом Плесецкому дорожному управлению пришлось еще с двумя субподрядчиками – ООО «Севзапдорстрой» и ООО «Помордорстрой». Компании получили уже не такие скромные контракты – на 97,7 и 53,8 млн рублей соответственно: на уборку дорог в Соломбале и на Левом берегу.

«Возникает вопрос: зачем было снова укрупнять лот и «торговать» весь город одним контрактом? Возможно, так удобнее заказчику – администрации Архангельска. Но для генподрядчика это большая ответственность. К тому же часть работ все равно будет передана на субподряд. Но самое главное, что объединение всех участков города в один лот и переход на двухлетний контракт значительно увеличили размеры обеспечения заявки (до 29,9 млн рублей) и контракта (до 179,7 млн рублей) для участников аукциона, что ограничило доступ к закупке субъектам малого и среднего предпринимательства», – считает Анастасия Федорец.

Кроме того, оценивая участников, заказчик учитывал их опыт за последние три года, а точнее – количество выполненных аналогичных государственных или муниципальных заказов на сумму не менее 60% от предлагаемого администрацией Архангельска. То есть при заявленной начальной (максимальной) цене контракта в почти 600 млн рублей «опыт» участника за отдельный контракт должен оцениваться в более чем 350 млн рублей.

При этом сумма контрактов на содержание дорог в Архангельске в 2014 году составила 284,8 млн рублей, в 2015-м – чуть больше 307 млн, в 2016-м – 306,7 млн, а в текущем году – лишь 179,3 млн рублей. Получается, что ни одна архангельская компания, специализирующаяся на уборке города, не могла всерьез рассчитывать на победу при прочих равных условиях в борьбе с «опытным» конкурентом.

Жалобу ЗАО «АГСУМ» на ограничение конкуренции в региональном управлении Федеральной антимонопольной службы посчитали необоснованной, объяснив это тем, что заказчик предоставил четыре подходящих под условия закупки госконтракта на содержание региональных дорог, заключенных с ООО «Автодороги», а также с Котласским, Мезенским и Плесецким дорожными управлениями.

«Если бы контракт был разделен, то была бы меньше его цена, соответственно, ниже были бы и требования по «опыту» к участникам конкурса. А значит, больше организаций могло бы претендовать на победу. Когда мы встречались в УФАС, представители администрации Архангельска ссылались на то, что сроки очень сжатые, конкурс был объявлен поздно, и, если кто-то продолжил бы его оспаривать, можно было сорвать уборку города. Понятно, что никто этого не хотел», – добавила заместитель директора ЗАО «АГСУМ».

По мнению же Александра Нечаева, передел рынка – это нормально, ротация рано или поздно наступает в любом бизнесе, и если кто-то к этому оказался не готов, то имеет место естественный отбор, и у архангельских компаний было достаточно времени для развития и роста.

«Плесецкое дорожное управление – специализированное предприятие с серьезным потенциалом. Еще не прошла зима, а они уже новые машины приобрели. Мы не смогли конкурировать с ними. Конечно, на первых порах претензий было много – и у участников рынка, и у городских депутатов, но я как специалист со стороны вижу, что результаты есть. Контракт теперь заключен на два года, значит, остальным надо привыкать, смотреть и учиться. Для граждан ведь главное, чтобы чисто и опрятно было, а если кто-то из подрядных организаций не получил контракт, то людям-то что? Думаю, кого-то лоббировать нет смысла. Главное – следить за качеством работ», – считает Александр Нечаев.

Что дальше?

Члены коллектива ЗАО «АГСУМ» написали письмо Президенту России Владимиру Путину, в котором изложена их версия событий и отмечено, что в сложившейся ситуации придется приостановить деятельность предприятия, а впоследствии, возможно, и ликвидировать. По мнению авторов письма, аналогичная судьба ждет и другие специализированные предприятия малого и среднего бизнеса, оставшиеся на ближайшие две зимы без средств к существованию.

Дело усложняется еще и тем, что условия следующего конкурса на содержание дорог в Архангельске, который будет объявлен в конце 2019 года, как предполагается, станут еще менее исполнимыми.

«Если, как и в действующий сегодня контракт, будет включено требование по опыту за предыдущие два-три года, то останется всего один подходящий подрядчик – Плесецкое дорожное управление. Такого преимущества нет больше ни у кого. Даже у субподрядчиков, которые сегодня работают по договору с ПДУ, потому что, согласно условиям контракта, почему-то учитывается только опыт генподрядчика. Хотя это очень странно, ведь субподрядчик выполняет ту же работу», – рассуждает Анастасия Федорец.

Коллеги из ООО «Севзапдорстрой» относятся к упущенному контракту философски и не спешат обижаться на фирмы, «которые хорошо работают», за то, что они получили приоритет.
«Значит, мы где-то не сориентировались, раз проиграли торги. Если Плесецкое дорожное управление хорошо справится, то пусть и занимается этим дальше. А нам придется пристраиваться, просить у них работу. Хотя «проторговано» ведь только содержание дорог, а контракты на их ремонт еще предстоят, поэтому работы, надеюсь, хватит на всех», – заключил Александр Нечаев.

Цифра

  • 593 миллиона рублей
    – цена контракта по сезонному содержанию дорог в Архангельске на ближайшие два года







Возврат к списку

Для вас

Лента событий

Новости компаний

Для вас

© 2003-2024 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5

Еженедельно отправляем свежий номер
и подборку самых важных новостей