ИЛИМ-Бумага
Подписка на телеграм-канал БК
Подписка на дзен-канал БК

Понедельник, 23 декабря, 2024 01:12

Руководителями не рождаются...


Светлана КОРЕЛЬСКАЯ | 01.08.2004 09:00:00

Губернаторские выборы минувшей весны завершились вступлением в новую должность Николая Киселёва. Сейчас в областной администрации идёт формирование новой команды. Внешняя сторона этого процесса - смена лиц, возглавляющих комитеты и департаменты, суть - изменение самой концепции управления. Среди руководителей областного уровня появляются практики - люди, испытанные рыночной экономикой. Предложение возглавить комитет торговли и потребительского рынка получил Александр ГРЕЧАНЫЙ (на снимке).

 

«Моё решение дать положительный ответ было вполне логичным, - говорит он. - Я неплохо знаю это направление, и опыт предпринимательской дея-тельности сыграл здесь свою роль. Отчётливо представляя потребности и специфику работы руководителей предприятий, я говорю с ними на одном языке».

Деятельность компании «Европейский дом», которой руководил Александр Гречаный, включала индустрию гостеприимства, ресторанный бизнес и создание сети предприятий общественного питания для разных категорий населения. В 2000 году он был признан лучшим ресторатором России,  а в 2002 и 2003 годах его команда завоевывала в Москве серебряный кубок, медаль и диплом за 2-е место на III и IV чемпионатах России по кулинарии и сервису. Дело развивалось успешно, поэтому должность председателя комитета торговли и потребительского рынка отнюдь не означала для Гречаного бегства из бизнеса.

В предпринимательских кругах преуспевают люди, наделённые здоровыми амбициями - отличительной чертой тех, кто на собственном опыте осознал смысл реформ. Десятилетиями сложившиеся модели управления теряли действенность, монолит социалистического хозяйства раскалывался на части: с одной стороны - знания и практические навыки, полученные в новой экономике, рост частных компаний, с другой стороны - стагнация на крупных предприятиях, дефицит бюджетов всех уровней. Происходила переоценка ценностей.

- Александр Николаевич, наверное, в наши дни понятие «потребительский рынок» предполагает едва ли не всю систему экономических взаимоотношений…

- Действительно, в рыночной экономике такое сочетание выглядит архаичным. Давайте сосредоточим внимание на другой составляющей названия комитета - торговле. Её развитие в последние годы опережало рост производства, и сегодня она превратилась в одну из самых мощных по обороту сфер экономики, где занято огромное количество людей. Раньше к потребительскому рынку относили только торговлю промышленными и продовольственными товарами и службу быта. Теперь продажей товаров и услуг занимаются предприятия всех форм собственности: от небольших частных компаний до предприятий с долей государственных инвестиций.

- Можно сказать так: организованный сбыт - залог жизнеспособности каждого предприятия, а в областном масштабе он оборачивается организованным потоком отчислений в бюджет?

- Николай Иванович Киселёв поставил перед администрацией задачу поддержки местного товаропроизводителя и наполнения бюджета для решения социально-экономических задач региона. Но дело в том, что на рынке фигурирует и продукция местного производства, и товары из других регионов. Надо удерживать баланс, необходимый для развития области в целом, а потому очень важно, какая система взаимоотношений складывается внутри самой отрасли, начиная с каждого конкретного предприятия. Встречаясь с руководителями предприятий, я первым делом спрашиваю, сколько человек у него работает, второй вопрос - о среднем уровне заработной платы.

В День торговли нам удалось собрать максимальное количество специалистов  - как из Архангельска, так и из других городов области, - и речь шла о том, что главная ценность для руководителя - не доход, выражающийся определённым количеством денежных знаков, а люди, которые у него работают.  Необходимо вспоминать и беречь традиции отечественной торговли, начиная с заботы о ныне живущих пенсионерах, кончая памятью о заслугах северного купечества. Чем больше внимания мы будем уделять тем, кто веками создавал нашу экономику, тем выше будет отдача. Моральный фактор - решающий: только на поле межчеловеческих отношений можно бросать зёрна, чтобы появились здоровые всходы.

- Надо сказать, что в последние годы в области появляются магазины и целые торговые сети, где проявляется и корпоративная культура, и корпоративная этика, о которых мы с вами сейчас беседуем.

- Это свидетельствует о внутренней состоятельности и учредителей, и персонала, и предприятия в целом. Сейчас быстро развиваются компании с устойчивой репутацией, пережившие очень тяжёлое время. Они начинали с маленьких киосков и крошечных магазинчиков, а теперь оформляют современные торговые залы с широким ассортиментом, предназначенные широкому кругу покупателей, с равным вниманием и уважением  к каждому клиенту. Независимо от того, купил он пачку чая и пакет печенья - или оформил шикарный праздничный заказ, выпил чашку кофе - или заказал банкет на сотню персон. Торговля и сфера услуг не только чутко реагируют на общественный климат, но и активно меняют настрой в обществе - для этого надо находить именно те ниши, которые востребованы населением.

- Наверное, человеку, пришедшему в структуру государственного управления, бывает нелегко. Приходится менять режим деятельности и определённые стереотипы… С каким настроением вы приняли предложение возглавить комитет?

- Я шёл сюда работать, чтобы создавать что-то новое, интересное и необходимое людям. Решая сложные проблемы, не жалею затраченного времени. Работать приходится не меньше, а больше чем в бизнесе,  и напряжённый режим работы - внутренняя потребность. Времени на раскачку не было, зато научился ценить выходные дни, получая удовольствие от общения с семьёй и полностью погружаясь в отдых.

- Вы уже ощутили первые результаты?

- Да. Например, нам удалось глубоко проработать вопрос, связанный с акцизными сборами и оборотом алкогольной продукции на территории Архангельской области. Не стану скрывать, что в прежние годы большая часть денег, которые должны были поступать в бюджет, фактически шла на поддержку коммерческого предприятия. Сейчас регулирование алкогольного рынка будет осуществляться в соответствии с требованиями законодательства.

Придётся затратить немало энергии на организацию школьного питания - это ещё одно запущенное направление работы, требующее немедленного вмешательства. Иначе у нас вырастет больное поколение. Ещё одна серьёзная проблема - уличная торговля с нарушением санитарных норм и правил. К сожалению, существуют люди, которые упорно не желают идти в ногу со временем. Мы будем переводить эту «сезонную стихию» в качественно иное, цивилизованное русло.

Проведение заседания Морской коллегии выявило большое внимание на межрегиональном уровне к тому, что происходит у нас в области. Мы постарались привлечь к столь значительному событию максимум компаний, связанных со всеми существующими формами обслуживания. По сути дела это был совместный проект, который показал возможности кооперации внутри отрасли. Пусть на местах предприятия сколь угодно остро конкурируют между собой, но есть акции, которые представляют современный уровень развития  услуг в Архангельске, и только объединяя усилия мы сможем создавать интересный продукт.

По каждому направлению работы есть оригинальные наработки, которые я готов осуществлять вместе с руководителями предприятий. Готов поддержать и развить каждую хорошую идею, если она оформлена в виде проекта с предсказуемым экономическим эффектом.

© Фото: Алексей Липницкий





Возврат к списку

Для вас

Лента событий

Новости компаний

Для вас

© 2003-2024 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5

Еженедельно отправляем свежий номер
и подборку самых важных новостей