ИЛИМ-Бумага
Подписка на телеграм-канал БК
Подписка на дзен-канал БК

Четверг, 26 декабря, 2024 23:55

Причины и следствия


Александр ИВАНОВ, эксперт «БК» | 21.09.2018 23:12:10
Причины и следствия

Причины порождают следствия, а следствия – основы новых причин. Со следствиями борются, устраняя причины, но как найти самые первые, вернее, самые главные из причинно-следственной череды? После сентября власть, похоже, вновь будет искать причины своего провала вне себя и последствия усугубятся.


Сентябрь показал кризис системы власти, а причины системных кризисов всегда объективны, они не связаны с деятельностью отдельных лиц или элементов системы, они заложены в конструкцию системы, и, не меняя ее основ, из такого кризиса не выйти.

Разберем на примере. Кадры решают все – это правило актуально всегда и везде. Именно с кадровой проблемой будет связывать система власти свои неудачи. Виновниками застоя в экономике будут названы должностные лица финансово-экономических министерств, за коррупционный разгул будут в ответе правоохранители, провал выборов обоснуют слабой работой идеологов и политтехнологов. Но мы не раз убеждались, что кадры, пришедшие им на смену, опять сработают плохо. Значит, причины глубже, их не устраняют «показательные порки».

Несколько лет назад российский предприниматель узнал, что в бизнесе бывают HR-менеджеры (от англ. «human recourсes» – человеческие ресурсы), занимающиеся подбором и развитием работников компаний, а в прикладной науке возникла новая отрасль, занимающаяся проблемами управления ресурсами человека. У нас, как всегда, наука вторична, но звучное «эйчар менеджер» понравилось и выросло даже до «HR-директор», не поменяв сути работы директоров по персоналу.

Если на западе HR-менеджер работает с сотрудниками и занимается, как правило, внутрифирменным поиском и удержанием персонала, то у нас это кадровик, рекрутер, а иногда и офис-менеджер (секретарь) в одном флаконе. Нам методика работы с кадрами досталась от старой имперской системы – социалистической и в модернизированной, но столь же имперской современной системе власти прекрасно сохранилась.

Если на коммерческих предприятиях жизнь заставляет менять подходы к работе с персоналом, то во властных управленческих системах ничего не изменилось. Даже анкеты и листы персональных данных, заполняемые при найме, сохраняются в прежнем виде полвека. Из них нельзя вынести нужную сегодня информацию об управленце. Может ли он брать на себя ответственность, каков уровень его компетенций, что он умеет и знает? Наши кадровики этими вопросами не занимаются.

А между тем мировое сообщество изменилось, глобализация и цифровизация поменяли требования к оценке человеческих ресурсов, заставили зарубежные системы управления во власти и в экономике перестроиться. Сегодня найти сотрудника несложно, трудно найти подходящего человека для данной конкретной должности в поставленные сроки.

Выработаны критерии такого поиска. Для кандидата обязательны: наличие необходимых компетенций, соответствие требованиям его будущего руководителя, готовность человека сразу работать, подходить под корпоративную культуру организации. Считается, что такой подбор лучше делать внутри своей системы, «выращивать» будущее своего управления на своем «огороде».

Такой подход развил систему управленческого фрилансерства, когда для решения краткосрочных задач или реализации самостоятельных проектов на определенный срок набирается за штатом соответствующая «бригада управления», которая решает вопросы, возникшие у основной управленческой системы. Толковых управленцев мало найти и стимулировать к работе, их надо еще и удержать. «Выгорание» персонала считается сегодня одной из главных причин управленческих неудач. Приходится создавать и следить за «гигиеническими факторами» – стабильной ЗП, социальным пакетом и хорошим рабочим местом, развитием управленческих компетенций менеджеров, созданием корпоративной культуры управления и многим другим. Всем этим занимаются HR-службы современных систем управления.

Под запросы HR-менеджмента изменяется экономика рынка труда. Например, возникла параллельная система образования. Анант Агарвал, основатель EdX – крупнейшей платформы онлайн-образования, сказал: «Люди, у которых всего одна профессия, будут встречаться редко, как динозавры. Учеба должна стать такой же частью распорядка дня, как еда или сон». EdX уже шесть лет предоставляет бесплатный доступ к курсам от ведущих университетов мира. За это время она собрала 17 млн пользователей из разных стран и заключила партнерство со 140 высшими учебными заведениями, среди которых топовые университеты мира (например, Массачусетский технологический институт и Гарвард), крупные корпорации (скажем, Microsoft и IBM). Платформа позволяет в течение полугода получить диплом магистра по выбранной специальности любого из университетов– партнеров, и это очень удобно и популярно среди управленцев.

Более 120 000 россиян прослушали около 600 000 курсов на EdX. К сожалению, среди них практически нет чиновников. Это подтверждает тезис о том, что методики современного управления не принимаются и не приживаются во властном управлении в России и государство все менее эффективно управляет социально-экономическими и политическими вопросами.

Властная система управления в России создана и работает на основе и в рамках действующего законодательства о государственной и муниципальной службе, о статусе и порядке создания государственных и муниципальных органов и о порядке их работы. Эти законы и есть та конструкция властной системы управления, которая тормозит адаптацию управления страной, ее регионами и поселениями к новым условиям развития экономики и социума, новым внешним вызовам к России.

В нашей истории так было уже не раз. Тридцать лет назад страна больше не могла жить в условиях прежнего гражданского и экономического законодательства и произошла смена управленческой системы посредством торопливого, не всегда удачного изменения нормативно-правовой базы – от Конституции до местных правовых актов. Та встряска до сих пор ужасает нас всех.

Стоит ли доводить страну и общество до подобных катаклизмов? Я более чем уверен (накопился немалый опыт создания проектов местных правовых документов), что в рамках действующих федеральных актов можно модернизировать действующее региональное и местное законодательство, адаптируя властную систему управления к современным условиям и вызовам. Нам нужна широкая дискуссия на эту тему, компетентное обсуждение возможности изменения форм и методов управленческой работы на региональном и местном уровнях. Иначе опять тряхнет…





Возврат к списку

Для вас

Лента событий

Новости компаний

Для вас

© 2003-2024 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5

Еженедельно отправляем свежий номер
и подборку самых важных новостей