ИЛИМ-Бумага
Подписка на телеграм-канал БК
Подписка на дзен-канал БК

Суббота, 2 ноября, 2024 10:14

Новый год к нам мчится…


Кирилл ФЕЛЬДМАН, эксперт «БК». Фото vk.com/otkrytiiarkhangelsk | 06.12.2022 20:00:34
Новый год к нам мчится…

На прошлой неделе мы перешагнули из ноября в декабрь, из календарной осени в календарную зиму. Настоящая зима в этом году поторопилась, началась раньше сроков, предписанных ей календарём. Нам же теперь остаётся беспокоиться – хватит ли снега до Нового года, или опять, как уже не раз бывало, придётся встречать его под дождём… А дискуссии по поводу празднования этого самого любимого большинством россиян дня, вернее, ночи, уже обступают нас со всех сторон.


Подчас они возникают в самых неожиданных местах. Ну вот, например, в одной из социальных сетей появилось сухое сообщение о том, что по сравнению с 2021 годом в 2022-м россияне в пять раз активнее готовятся к празднованию Нового года. В Москве спрос на праздничную атрибутику вырос на 365%: покупают ёлочные украшения, светодиодные звёзды, камины, фонари и фигурки, свечи, еловые венки, искусственные ели, серпантин. И вот этот-то абсолютно невинный пост вызвал несоразмерный шквал в комментариях.

Первый его порыв, как и следовало ожидать, был выдержан в духе неприязни по признаку места жительства: «Москва – это отдельное государство в России». Но тут в дискуссию вступили как раз москвичи: «В этом году к НГ не готовлюсь вообще. Никак. Совсем. Ни стол, ни ёлку, ни-че-го. Потому что» «Вокруг меня соседи – дом 8 подъездов, 25 лет тут живу, всех знаю, и тоже – никакой активности. Откуда цифры 365%?…» Дальше пошли попытки найти, откуда же взялись такие цифры, видимо, с намёком на инфляцию: «просто сравнивают чеки с чеками прошлого года». Нашлись и конструктивные критики: «а как вы хотите увидеть активность? Вы ко всем в сумки заглядываете?» Наиболее продвинутые сторонники E-торговли нашли другое объяснение: «Люди все сейчас заказывают в маркетплейсах… сдуру сунулась в вайдберис на днях, … несколько ёлок точно было, ну и наверняка новогодней атрибутики тоже навалом…»

Появились и попытки связать с текущим моментом: «какраз у кого не было настроения или возможности два ковидных новых года заниматься всей этой ерундой и мишурой, в этом году делают и собираются праздновать…» Нашлись и пессимисты: «Бред какой-то, а чё праздновать то?!», «Это больше похоже на пир во время чумы», «Настроение похоронное, какой Новый год…», «… объединяются семьи, хочется поддержки и тепла… Год будет жутким и трудным, хотя, как будто в последние несколько лет у нас были другие». А самые ярые конспирологи и вовсе заявили, что новость и цифры больше похожи на заказную рекламу новогодней мишуры…

Как в таких случаях принято писать, орфография и пунктуация оригинала сохранены. Действительно, соцсети расхолаживают – и стилистика, и правила грамматики здесь соблюдать не обязательно. Они создают опасную иллюзию сопричастности, ощущение, что можно что-то в этой жизни изменить, не вставая с дивана, не вылезая из смартфона. Для возмущённых теми или иными событиями они – клапан, через который весь пар уходит в свисток, избавляя наш котелок от взрывов и потрясений. Не зря же все самые страшные, самые кровавые революции произошли до того, как появились социальные сети.

А в остальном они – великое изобретение человечества! Именно соцсети дают возможность обменяться мнениями людям, между собой в реальном мире незнакомым, живущим друг от друга за тысячи километров, в разных странах, в разных часовых поясах. Как мы жили без них – даже представить себе трудно. Но и преувеличивать их значение не стоит: в «доинтернетное» время мы встречались, обсуждали проблемы в своих семьях и в обществе, покупки и кинофильмы. Круг был, конечно, уже, но таких кругов было гораздо больше.

Иногда кажется, что новое отменяет старое, и так действительно происходит, если речь идёт просто о техническом прогрессе. А там, где речь о людях, их взаимодействии, меняются только формы, суть же остаётся. Помните, как один из героев бессмертного фильма Владимира Меньшова говорил: «Ничего не будет: ни кино, ни театра, ни книг, ни газет – одно сплошное телевидение». Без малого полвека тому назад никто и представить себе не мог, что у всемогущего телевидения появится молодой и ещё более мощный соперник – Интернет. Но ни он сам по себе, ни вместе с телевидением не сумели отменить, упразднить ни кино, ни театр, ни книги, ни газеты, ибо всё вышеперечисленное наравне с тем самым телевидением и тем самым Интернетом является лишь более или менее творческими формами обмена мыслями, чувствами и эмоциями, суть – зеркалами происходящего в реальности.

Сами же мысли, чувства и эмоции от технического прогресса зависят мало. Однажды в купе поезда, сначала мчавшегося, а потом, как водится, неторопливо катившегося из Москвы в Архангельск, встретились трое: менеджер обувного магазина, начальник отдела маркетинга какой-то алкогольной сети и политолог. Это не анекдот и не притча, а вполне реальная история, случившаяся три года и три недели тому назад. Где-то уже после Плесецка, когда поездка изрядно поднадоела, когда всё важное, насущное и актуальное уже обсудили, очередь дошла до разговоров про наступающий 2020 год, даром что он тогда был ещё дальше, чем сегодня – наступающий 2023-й.

Завела их дама-менеджер, начавшая с сетований, что этот праздник для неё бледнеет с каждым годом, а закончила – с некоторым кокетством – намёком на приближение старости. Маркетолог, как истинный джентльмен, тему возраста не поддержал, а вместо этого выразил готовность принять часть ответственности на себя, вернее, на своих коллег, которые в погоне за ростом продаж открывают сезон чуть ли не в октябре и «размазывают» предвкушение Нового года. Бог ведает, прав ли он был. Не раз и не два психологи объясняли, что, дескать, для человека важнее не само событие, а его ожидание: через месяц… через неделю… послезавтра… завтра! Как психологическое обоснование футуризма такая формула годится, но в нашем случае ясности не добавляет, скорее наоборот.

Вот вагонный спор и катился неспешно в никуда, совершая виражи, покуда поезд неторопливо катился до Обозерки, а там – в преддверии длинной стоянки и прогулки – завял сам собой. То ли греки что-то напутали, то ли мы спорить не умеем, но истину тогда найти так и не удалось.

Политолог не то чтобы был поклонником Галича, но «Старательский вальсок» помнил хорошо: «…поскольку молчание – золото, то и мы, безусловно, старатели…» ТОГДА он отмолчался. Может быть, зря? Не было тогда не только специальной военной операции, но и про коронавирус ещё не слыхивали даже в Китае. А с другой стороны – что было сказать? Что с каждым годом своей жизни и в самом деле всё труднее верить в новое счастье в следующем календарном году? Он хорошо помнил «Старательский вальсок», да и по собственному опыту знал, что «Мы давно называемся взрослыми и не платим мальчишеству дань…» Возражать, что для мальчишества важен возраст не тела, а души? Как говорил Городницкий, тёзка и коллега Галича по цеху, «чтоб взрослым было нам завидовать нельзя, чтоб можно было нам завидовать мальчишкам»?

Впрочем, календарь равно не зависит ни от нашего возраста, ни от наших эмоций. Новый год уже мчится к нам, и – в отличие от поторопившейся нынче зимы – прибудет точно по расписанию. А уж с каким настроением каждый из нас его встретит, что от него ждёт – дело строго индивидуальное. Как поётся в старой песенке «Аварии»,

Новый год к нам мчится,

Скоро всё случится,

Сбудется, что снится…

Вот дальше, наверное, лучше не вспоминать. Кому хочется – пожалуйста, текст нетрудно найти в Интернете, в том числе и на сайтах с детскими песнями на Новый год, хотя детям-то такие песни точно не стоит слушать, тем более – петь.

А о том, что год наступающий может принести нам всем вместе, мы ещё успеем поговорить, ведь до его наступления осталось почти четыре недели.





Возврат к списку

Для вас

Лента событий

Новости компаний

Для вас

© 2003-2024 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5

Еженедельно отправляем свежий номер
и подборку самых важных новостей