Григорий ДИТЯТЕВ | 19.05.2016 17:57:26
Отличительная особенность праймериз «Единой России» этого года состоит в том, что они привлекли внимание общественности и, безусловно, способствовали улучшению имиджа инициаторов. Однако открытый конкурентный отбор кандидатов на выборы имеет и оборотную сторону. Суть в том, что дальнейшее использование праймериз невозможно без реальной демократизации политической жизни в России.
Впервые «ЕР» заговорила о праймериз пять лет назад, также на выборах в Госдуму. Никакого сочувствия тогда эта затея не вызывала: с самого начала было ясно, что победителя назначат, а не выберут. В результате представлять Поморье Москва решила доверить аутсайдеру праймериз Приморья Владимиру ПЕХТИНУ. Такое решение во многом вызвало обвальное падение рейтинга партии на выборах в декабре 2011 года. Менее 31,9% избирателей в Архангельской области проголосовали тогда за «Единую Россию».
Рискованная затея
Таинственное исчезновение Пехтина после разоблачений Алексея НАВАЛЬНОГО также не способствовало озонированию политической атмосферы для единороссов.
Праймериз в этом году проходили по новой формуле: состязались не сами кандидаты, а их команды, задавая соперникам неудобные вопросы. И хотя никто не может поручиться за адекватность решений Генерального совета «партии власти», есть надежда, что урок непослушания пятилетней давности не остался незамеченным. Высока вероятность, что на этот раз представлять Архангельскую область поручат местным кандидатам, тем более что борьба предстоит прежде всего по одномандатным округам. Иными словами, проводить предварительные дебаты и внутрипартийное голосование с тем, чтобы тут же позабыть об их результатах Москва более вряд ли решится.
Однако «настоящность» праймериз не единственная проблема.
«Идея проводить праймериз изначально была опасной для «Единой России», - рассуждает директор архангельского Центра аналитики и прогнозирования Андрей ЧУРАКОВ. - Ведь результатом может стать раскол электората партии, нежелание голосовать на выборах за победившего альтернативного кандидата. Возможна даже поддержка кандидата от другой партии. И пока что не вполне понятно, как «ЕР» будет противостоять этому процессу».
Голос «по расчёту»
Еще одной серьезной бедой праймериз, по мнению Андрея Анатольевича, является возможный массовый подкуп избирателей. Поскольку мероприятие не является официальным, никакой юридической ответственности кандидат, пожелавший улучшить свое электоральное положение привычной «каруселью», нести не будет. В аппарате Архангельского регионального отделения «ЕР» здесь серьезной проблемы не видят. Конечно, те или иные кандидаты, представляющие, в частности, бизнес, могут пойти на «мобилизацию электората», однако, по мнению партийцев, серьезного влияния на итоги выборов это оказать не должно.
Участники праймериз, кстати, подписывали специальный меморандум, в котором обязались «вести себя корректно и порядочно... придерживаясь этических и моральных норм гражданина России и Архангельской области», а также брали на себя обязательство не выдвигаться на выборах от других политических сил. Однако специфика морали и этических норм состоит в том, что их субъектами выступают люди, и как они будут трактовать корректность и порядочность, во многом зависит от поставленных целей, а также от оценок СМИ. Тем более практика тех или иных нарушений на выборах, связанная с мобилизацией электората, стала уже повсеместной, искоренить ее невозможно без мобилизации правоохранителей, что, естественно, требует политической воли руководства страны.
Первая «ласточка» уже прилетела. Кандидат праймериз, депутат Северодвинского горсовета Игорь ВОРОНЦОВ обратился в полицию с заявлением о том, что располагает данными: в одном из муниципальных учреждений города корабелов велись разговоры о подкупе избирателей во время предварительного голосования. Заявление было принято к рассмотрению.
Центр как арбитр
Окончательные итоги голосования будут подводиться до конца июня. Лишь после внимательного изучения апелляций Москва определится с тем, кто будет представлять партию в регионах на сентябрьских выборах по одномандатным округам и по спискам. Тем самым коррупционная угроза может быть локализована и при наличии убедительных доказательств ее можно преодолеть. Но при этом центральное партийное руководство должно выступить в роли арбитра.
Дебаты при всех несовершенствах показали: наибольший интерес вызывают темы, связанные с развитием территорий, особенно социальной сферы. Оптимальный кандидат от любой партии — это региональный депутат-политик, хорошо представляющий проблемы территории, достаточно независимый и вместе с тем опытный. Едва ли будут востребованы молодые кандидаты — сегодня стремление сделать карьеру, решать в первую очередь свои проблемы является естественным и доминирующим. Молодым людям будет сложно доказать преданность малой родине. Едва ли имеют большие шансы на успех и представители среднего или крупного бизнеса - получение депутатского мандата (или борьба за него) зачастую воспринималось ими лишь как эпизод личной карьеры.В общем, вряд ли случайно то, что наиболее предпочтительными кандидатами эксперты чаще всего называют нынешнего депутата Госдумы Елену ВТОРЫГИНУ и председателя комитета по здравоохранению и социальной политике областного Собрания депутатов Сергея ЭММАНУИЛОВА.
Конечно, многое зависит и от программ кандидатов. Как представляется, выбирать в сентябре будут не сердцем, а головой, с расчетом на то, чтобы удержать — не потерять то хорошее, что имеется сегодня. Такова логика, диктуемая непростой экономической ситуацией, в которой оказалась Россия начиная с февраля 2014 года.
Надежда на перемены
Мне довелось побывать на трех площадках предварительных дебатов с тем, чтобы убедиться своими глазами: праймериз, несмотря на все недостатки, способны существенно изменить партию, сделать ее более современной, созвучной времени. Подкупало искреннее желание участников дебатов, организаторов из аппарата регионального отделения «Единой России» сделать выборы максимально открытыми и прозрачными. Руководитель регионального отделения партии Сергей МОИСЕЕВ заявил о том, что будет добиваться изменения формата дебатов, организации прямых дискуссий между претендентами.
Этот энтузиазм представляется очень значимым. Дело в том, что изначально праймериз - формат выборов руководства исполнительной власти, а не законодателей. По крайней мере, знают о нем во всем мире благодаря практике предварительных выборов президентов США. Праймериз будут по-настоящему интересными, если политически активные российские избиратели партии начнут оценивать кандидатов в президенты страны, губернаторов.
Случится ли такая трансформация - сказать пока сложно. Но ясно то, что интерес к выборам в Государственную Думу с ее нынешним не вполне понятным «полуторапартийным» статусом - величина непостоянная. Интерес может вырасти, если новый состав Думы станет меньше ассоциироваться с «бешеным принтером» и будет в состоянии хотя бы корректировать курс правительства и политического руководства страны. Но он может увянуть окончательно, если вместо обретения новой экономической и политической стратегии развития общество продолжат «кормить» через ТВ новыми маленькими победоносными и якобы судьбоносными военными кампаниями. Неизменно не называя цены вопроса.