Беседовала Людмила СЕЛИВАНОВА. Фото Алексея Липницкого | 12.07.2019 23:06:17
Научить детей размышлять и развиваться - такова задача авторов нового пособия по истории архангельского Севера. По этой книге школьники 6 и 9 классов начнут заниматься в предстоящем учебном году. Один из авторов и составителей учебника, доцент САФУ Роман БОЛДЫРЕВ называет проект революционным. В чем своеобразие издания — об этом ученый рассказал в интервью «Бизнес-классу».
- Роман Юрьевич, как вписывается в программу ваше учебное пособие?
- Оно пригодно для совмещения в работе с любым учебником, это дополнение к общему курсу истории России. Каждый класс должен заканчиваться изучением регионального компонента по предмету — предусмотрено шесть уроков в год. Мы предлагаем учителю готовый ответ, как это сделать.
- Подразумевают ли разработанные вами методические пособия строгое исполнение, или вы оставляете за учителем право импровизировать?
- Каждый учитель - творец, он лучше меня знает, какие у него дети в классе, каков их интеллектуальный уровень и уровень познавательного интереса. Поэтому педагог может самостоятельно определить, как лучше подать материал. Методические пособия мы разрабатывали с учителями-практиками. К каждому параграфу предлагается от трех до пяти вариантов проведения урока. Основная идея - учебное пособие под ключ. Это означает, что даже начинающий учитель может его использовать. Также предусмотрены хрестоматии с историческими источниками.
Кто-то сказал, что из-за большого количества материалов у нас получился «методический супермаркет». Это нужно как раз для того, чтобы отобрать компоненты для собственного, авторского урока, этот выбор «на прилавке» я должен был учителю обеспечить.
- В чем же революционность учебного пособия?
- Треть объема книги составляет словарь персоналий и терминов, также дается множество тем для проектной деятельности - от микроисследований в 6-м классе до более глубоких в 9-м. Мы постарались сделать так, чтобы нашлись темы на самые разные вкусы и потребности школьников. Проектная деятельность - один из, как сейчас принято говорить, вызовов федерального государственного образовательного стандарта. А чем конкретно загрузить детей, что придумать? В каждом учебном пособии мы предлагаем 32 темы для проектов, по среднему количеству учеников в классе. Важно, что к этим темам даны детальные инструкции по выполнению. Таким образом, возможно планомерное обучение культуре исследования.
Помимо исследовательских проектов мы предлагаем прикладные, заставляющие пропустить через себя информацию и по-своему ее представить. Например, подготовка проекта экскурсии - особая форма подачи, а не реферат, который ребенок зачитывает перед классом, где никто его не слушает.
Чтобы рассказать о быте северорусского крестьянства в XIX - начале XX векa, школьник должен использовать научную литературу, которая дана в списке, и материалы сайта музея деревянного зодчества «Малые Корелы». Детям предлагается составить маршрут по территории музея, подумать, где сделать остановки, что рассказать на них. Получается авторская экскурсия, ведь ребенок сам отбирает информацию, строения, которые считает наиболее интересными и важными. Мы хотим сделать своеобразную революцию в умах школьников: музей не что-то пропахшее нафталином с чучелами лосей, а хранилище культуры, истории нашего края. Причем музеи охотно откликнулись на предложение о сотрудничестве.
Ребята также могут выбрать визуальные темы, которые предполагают работу с фотографиями, картинами. И тут тоже обязательна личная сопричастность. Революционность проекта заключается в развитии ребенка, в том, что мы заставляем его думать, — это наша главная задача. К сожалению, сегодня такой подход не свойственен федеральным учебникам, где основное - фактология.
- А что думаете по поводу оппонентов, которые отыскивают недостатки и промахи в вашем труде?
- Надо к этому относиться нормально. Не бывает учебника, который устроил бы всех. Скажем, по политическим предпочтениям: сталинист не найдет Сталина в Древней истории, либерал - свободомыслия в какой-то период времени. Мы не имеет права врать и говорить о том, чего не было. Но иногда рвем старый советский канон в интересных материалах о коллективной биографии.
В советское время говорили, к примеру, о декабристах на Севере. Честно скажем, не самые выдающиеся деятели декабристского движения здесь сидели. Но я бы хотел обратить внимание на другой период - политической ссылки в конце XIX- начале XX векa. Конечно, не каждый мог перенести перемену климата и суровые условия жизни в приполярном крае, но не все было так печально. Ссыльные получали кормовые пособия. Привилегированным особам полагалось 33 копейки в сутки (для сравнения - обед в столовой Петербурга стоил пять копеек), на эти деньги можно было нанять и прислугу. Непривилегированному контингенту выплачивали 11 копеек в день.
Хотя деятельность ссыльных ограничивалась законом, они создавали кружки, печатали свои статьи в разных, в том числе столичных, изданиях. Эти люди вносили большой вклад в культурное и научное развитие региона. Губернская администрация не преминула использовать их интеллектуальный потенциал. Например, Павел Чубинский (сейчас его знают как автора украинского гимна) в 1860 году был определен на работу в губернский статистический комитет, что было строжайше запрещено, он также заведовал городской публичной библиотекой, редактировал неофициальную часть «Архангельских губернских ведомостей».
- Роман Юрьевич, в чем особенность работы над региональным учебным пособием, и почему именно вам поручили координировать проект?
- Это специфический жанр. Многим легче написать монографию, научную статью, чем объяснить детской аудитории доступно, упрощая, но не опрощая историю края. Самое главное - создать зону развития. Шажок за шажком, через систему заданий, постепенное усложнение материала, постановку новых посильных задач. Ни один работник университета сделать такой труд без помощи учителей и методистов не в состоянии. Может, я в таком уникальном качестве и оказался: как практикующий учитель, методист и ученый, а поэтому смог скоординировать весь проект.
Авторы написали параграфы, зачастую без вопросов и заданий. А как материал превратить в учебное пособие? Мы с историком Михаилом КОПИЦЕЙ этим и занимались. Учебное пособие создавалось в тесном сотрудничестве с учителями. Рецензентами были три учителя высшей категории, а также авторы федеральных учебников. Коллеги из Московской области, Ярославля, Вологды, Челябинска, которые работают над своими пособиями, признали архангельский вариант одним из наиболее удачных. В сентябрьском номере журнала «Преподавание истории в школе» выйдет статья о нашем опыте, чтобы и другие регионы могли использовать методические находки. И добавлю: за три года выйдет полная линейка учебных пособий, охватывающая весь курс региональной истории.