ИЛИМ-ПАЛП_2020
Финам

240 лет назад на Cевере открылась первая мореходная школа


Председатель «Ассоциации выпускников Архангельского мореходного училища морского флота» Александр ГРЕЧАНЫЙ. По материалам историка Г. П. Попова. Фото Алексея Липницкого и АМИ имени В.И. Воронина | 23.03.2021 12:21:21
240 лет назад на Cевере открылась первая мореходная школа

Морскому образованию в России 23 марта исполнится 240 лет. Солидная дата повелевает обратиться к почти забытому месту, откуда началась его история. Это село Холмогоры в Архангельской области, где открылась первая мореходная школа. 


В далекие времена, когда мореплавание еще только формировалось, знания передавались от отца сыну, от учителя ученику, от состоявшегося шкипера, седовласого моряка – юному. Шло освоение Арктики: через людей, живущих здесь, опыт поколений создавал морскую культуру.

Жизнь большей части населения Беломорского побережья была связана с морем – рыбными и звериными промыслами, мореходством. Завязывались торговые отношения между близлежащими территориями, что давало развитие поморскому краю. Появилась необходимость и в подготовке профессионалов морского дела.

23 (12) марта 1781 года указом императрицы Екатерины II губернатору Алексею МЕЛЬГУНОВУ было предписано учредить мореходную школу в селе Холмогоры. В октябре 39 учеников начали изучать науки, «мореходству потребные». Через пять лет последовал новый указ императрицы: «Мореходную школу, в Холмогорах учрежденную, перевести в губернский город Архангельск для лучшей удобности и выгоды». В том же году Екатерина II повелевает учредить главные народные училища. В Архангельске училище открыли в здании мореходной школы. Так она потеряла свою самостоятельность, поскольку при училище остались лишь мореходные классы, которые в 1804 г. и вовсе закрылись.

Но Северу было необходимо морское учебное заведение. Архангельский губернатор Платон СТЕПАНОВ в 1839 году ходатайствовал об открытии навигационных классов в Архангельске и Кеми, так как жители этих городов «почти исключительно занимаются морскими промыслами, имеют надобность и охоту к изучению самонужнейших для мореплавания сведений». ami.jpg

В 1841 году в Архангельске появились шкиперские учебные курсы, а спустя время их наградили малой золотой медалью «За полезную 50-летнюю деятельность». В конце XIX века в городе открылось учебное заведение более высокого ранга – Архангельское торгово-мореходное училище, выпускники которого развивали отечественный флот и участвовали в первых научно-практических экспедициях в Арктику.

Мореходка славилась своими людьми не только в царское время, но и в советскую эпоху. С их именами связана челюскинская эпопея. В тот рейс пошли Владимир ВОРОНИН – капитан парохода «Челюскин», Сергей ГУДИН – старший помощник, Владимир ПАВЛОВ – дублер старшего помощника и Михаил МАРКОВ – второй штурман. Также ледовую трассу в 1930-е годы осваивали капитаны Фёдор РЫНЦИН, Павел БУРМАКИН, Фёдор ПАНФИЛОВ, Артур БУРКЕ.

Выпускники училища в 1955-1956 годах участвовали в 1-й Антарктической экспедиции, когда на берегах шестого континента создавалась первая советская полярная станция «Мирный». И еще один интересный факт: капитаном первого атомного ледокола «Ленин» был тоже выпускник архангельской мореходки – Павел ПОНОМАРЁВ. В 1970-е годы бывшие курсанты совершали экспериментальные рейсы из Архангельска к причалам заполярной Дудинки.

ami_3.jpgВ память об известных покорителях Арктики училищу было присвоено имя ледового капитана В. И. Воронина. В 1981 году, в связи с 200-летием со дня основания учебного заведения, государство наградило его орденом Трудового Красного Знамени. В новейшей истории выпускники зарекомендовали себя как авторитетные капитаны, штурманы, механики судов, которые работают на руководящих должностях в Росморфлоте, Северном и Мурманском морских пароходствах, Архангельском и Мурманском морских портах, Регистре РФ, на судостроительных и судоремонтных заводах.

Сейчас учебное заведение является Арктическим морским институтом имени В. И. Воронина, филиалом ФГБОУ ВО «Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова». 

Преемственность в освоении северных широт сохранилась: еще до революции корабли уходили к заполярным землям именно с Красной пристани. И Архангельск не ворота Арктики – ворот может быть множество, – а ее сердце. Сегодня, чтобы доказать мировому сообществу права России на арктические территории, достаточно заглянуть в морскую историю Русского Севера. Поиск ее истоков приведет в Холмогоры, на родину российского морского образования.

240 лет – дата серьезная, но все же промежуточная: впереди 250-летие. И к юбилею можно создать интересную программу возобновления и поддержки морской культуры. В краеведческом музее Холмогор органично бы смотрелась большая отдельная экспозиция о первой мореходной школе страны. В работе над выставкой поможет богатейший материал, собранный преподавателем училища, известным историком и краеведом Геннадием Павловичем ПОПОВЫМ.

Эта программа нужна в первую очередь для понимания того, что мы не богом забытый край, как сегодня рассуждают, не крайняя точка. Шар земной круглый, и крайней точки не бывает – это мы ставим ее в своей голове, умах, действиях. Провал в том, что мы не пропагандируем свою историю. Чтобы достойно встретить 250-летие морского образования в России, нужно преобразоваться самим, вспомнив забытое прошлое села Холмогоры, где создавалось его начало.

Фото Арктическим морским институтом имени В.И. Воронина – филиалом  ФГБОУ ВО «Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова»





Возврат к списку

Архангельские проекты

Лента событий

Новости компаний

© 2003-2021 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5

Еженедельно отправляем свежий номер
и подборку самых важных новостей