Артем БОТЫГИН. Фото Николая Гернета | 25.03.2016 23:57:22
Тема возрождения региональной сети авиаперевозок уже несколько месяцев поднимается областным правительством и губернатором Игорем ОРЛОВЫМ - по случаю и без. К обсуждению подключились и депутаты облсобрания вместе с представителями авиакомпаний, но главный вопрос пока остается без ответа — потянет ли бюджет обрушившиеся на него расходы?
Разговоры о том, что область хочет получить из федеральной собственности 100% акций аэропорта Архангельск и 2-го Архангельского объединенного авиаотряда ходят давно, и в этом году вопрос должен решиться. Очевидный плюс: станет удобнее развивать систему региональных воздушных перевозок, когда все административные рычаги будут в руках областного правительства.
Но вместе с этими преференциями «бонусом» прилетят и обязательства по содержанию техники, да и всей инфраструктуры. И возникает резонный вопрос: оно нам надо? Только на субсидирование региональных авиаперелетов область выделила за последние три года более 210 млн рублей, и сумма такой поддержки постоянно растет: в 2014-м на сохранение доступных цен на билеты было выделено 66 млн рублей, в 2015-м — почти 72 млн, в 2016-м — более 80 млн рублей.
На замену плит из-за износа на взлетно-посадочной полосе (ВПП) в аэропорту Архангельск, по заявлению его директора Ваге ПЕТРОСЯНА, ежегодно тратится порядка 30 млн рублей. Другие действующие 22 аэропорта таких проблем почти не испытывают, но в основном потому, что только у шести из них искусственные ВПП, у остальных — грунтовые.
По словам гендиректора 2-го Архангельского авиаотряда Юрия ДАВЫДОВА, на ремонт двигателя комфортного самолета Л-410 нужно как минимум 210 тысяч долларов — это дороже, чем плановый ремонт вертолета Ми-8. К тому же ресурс двигателей Л-410 не такой уж большой, а у двух экземпляров, что летают в нашем регионе, осталось по 1200 и 245 часов полета. Кроме того, эти самолеты сами по себе убыточны, так как вмещают всего 19 пассажиров, а для окупаемости необходимо минимум 50 мест, и от использования Л-410 со временем придется совсем отказаться. Тем не менее 2-й авиаотряд по итогам 2015 года отработал в небольшую прибыль — 1,2 млн рублей.
«Хочется понять, что изменится в жизни населения области в связи с принятием на баланс новых аэропортов. Например, мы берем себе 2-й Архангельский объединенный авиаотряд — а для чего? Мы должны людям это объяснить, будем ли мы покупать новую технику или модернизировать аэропорт на Соловках? Если да, то откуда возьмем деньги, если в бюджете их нет? Аэропорт Лешуконское сейчас получает по 3,4 млн рублей из федерального бюджета для того, чтобы не быть убыточным. Значит, если мы возьмем его себе, расходы лягут на региональную казну. Далее мы заявляем, что хотим восстанавливать Вельский аэропорт, но у нас нет даже примерных цифр, сколько нужно вложить в то, чтобы он заработал. Уверен, что у нас будет «бойня» за бюджет под эти проекты», — считает председатель комитета Архангельского областного Собрания депутатов по промышленной политике, транспорту, связи и экологии Эрнест БЕЛОКОРОВИН.
Аэропорт Архангельск, к слову, со всеми финансовыми трудностями успешно справляется своими силами и даже показывает стабильно растущую год от года прибыль. За последние пять лет она увеличилась в семь раз, а в 2015 году чистый доход предприятия составил порядка 70 млн рублей. В том числе на эти средства планируется построить новый международный терминал. Но, как считает Эрнест Белокоровин, если управление сетью аэропортов региона перейдет к областному правительству, оно и будет решать, как распоряжаться всеми «свободными» деньгами.
«Сегодня министерство транспорта региона разработало стратегию развития авиации в области. Но стратегия не предусматривает выделения денег. Нужно создать межведомственную группу, которая бы разработала госпрограмму развития региональной авиации, где мы под наши «хотелки» могли бы рассчитывать на федеральные деньги. А если такой программы не будет, то можно еще много раз собираться, но ничего не изменится. Потому что, как я понял, у всех появится желание просто 70 миллионов Ваге Самвеловича перераспределить, ведь других источников финансирования пока нет: остальные аэропорты убыточные, внутрирегиональные рейсы надо дотировать и т. д.», — добавил Эрнест Белокоровин.
С предложением к Игорю Орлову о создании такой рабочей группы должны обратиться областные депутаты. При благоприятном развитии событий заработают аэропорты в Каргополе, Вельске, Шенкурске, Верхней Тойме и Карпогорах и вместе с уже действующими в регионе станет 27 воздушных гаваней.