ИЛИМ-Бумага
Подписка на телеграм-канал БК
Подписка на дзен-канал БК

Понедельник, 23 декабря, 2024 00:26

Учесть ошибки Архангельска: глава Северодвинска рассказал о грядущей транспортной реформе


Анастасия НЕЗГОВОРОВА. Фото vk.com/severodvinsk_adm и автора | 04.12.2023 13:48:03
Учесть ошибки Архангельска: глава Северодвинска рассказал о грядущей транспортной реформе

В Северодвинске заключены контракты на автобусные перевозки: 21 маршрут в городе корабелов достался компании «Рико», которая в данный момент является ключевым перевозчиком в Архангельске. Однако северодвинцы восприняли эту новость с настороженностью. Ведь ТК «Рико» не снискала особой любви в областном центре, к перевозчику по-прежнему много претензий. На неудобные вопросы по поводу грядущей транспортной реформы ответил глава Северодвинска Игорь АРСЕНТЬЕВ.


Как ранее рассказывал «Бизнес-класс», в конце октября администрация города корабелов объявила конкурсные процедуры по определению перевозчиков. Разыгрывалось пять лотов, в каждый из которых вошли по 4-5 автобусных маршрутов. В общей сложности на торги был выставлен 21 маршрут. На каждый из пяти контрактов претендовало две компании. В итоге победителем объявлена фирма «Рико». Примечательно, что ценовые предложения второго участника торгов были ниже. Учитывались и другие факторы, в частности опыт компании на рынке.

Таким образом, с 1 июля 2024 года на автобусные маршруты Северодвинска выйдет ТК «Рико», ранее имевшая московскую «прописку», но в конце прошлого года перерегистрировавшаяся в Архангельске. Контракты заключены на 7 лет – до 30 июня 2031 года, их общая сумма – свыше 5,4 млрд рублей.

Новогодний коллапс

Необходимость в этой реформе назрела давно. По словам Игоря Арсентьева, сегодня существуют серьёзные проблемы с местными перевозчиками. Количество жалоб от населения растёт.

arsent_fev2023.jpg«Когда я пришёл работать на должность главы – 20 декабря прошлого года, в Северодвинске как раз проходили торги на обеспечение автобусного сообщения в городе. Итоги подводились буквально перед Новым годом, под самую ёлочку. На несколько лотов местные подрядчики не сочли возможным выйти, потому что был альтернативный участник, который предложил лучшие условия с точки зрения 44‑го Федерального закона, – рассказал Игорь Валентинович. – На некоторые маршруты вышел архангельский перевозчик. И уже с января начались проблемы, прежде всего связанные с невыходом автобусов на линии. Подрядчик гонял их из Архангельска. И все новогодние праздники мы занимались налаживанием автобусного сообщения, бегали за подрядчиком. До директора я дозвониться не мог».

В итоге с этим перевозчиком – архангельской фирмой «Ресурсавто» – контракт был расторгнут.

Бесконечные «столы переговоров»

«Мы обратились к местным перевозчиками, чтобы они вышли на «освободившиеся» маршруты. Уточню, что стоимость первых контрактов равнялась 1 рублю, то есть перевозки не субсидировались из бюджета. Однако местные предприниматели работать на этих условиях были не готовы. И тогда встал вопрос о предоставлении субсидии на возмещение выпадающих расходов. Мы предусмотрели в бюджете 10 млн рублей на контракт, который действовал по летние месяцы включительно. Это был первый «звоночек», предупреждающий, что ситуация на рынке автобусного сообщения существенно ухудшается», – убеждён глава Северодвинска.

Затем перевозчики и власти города корабелов вновь начали переговоры.

«Подрядчики попросили увеличить субсидию, чтобы продолжить работу. Мы согласились, но через два месяца снова сели за стол переговоров. И в целом, начиная с января 2023 года, финансирование перевозок из местного бюджета составило 77 млн рублей», – уточнил Игорь Арсентьев.

Глава «выдавливает» перевозчиков?

При этом главу Северодвинска неоднократно обвиняли в «выдавливании» местных перевозчиков с рынка.

«Это неправда. Наоборот, мы всячески помогали им, чтобы они продолжали работать на маршрутах. Мы все понимаем, что переговорные процессы выстраиваются исходя из того, есть ли конкуренция на рынке, – подчеркнул градоначальник. – При этом замечаний и жалоб от населения поступало много. В 2020 году зафиксировано более 148 обращений по поводу некачественного автобусного обслуживания, в этом году их уже свыше 1000. Безусловно, мы будем предъявлять штрафные санкции к перевозчикам, можем хоть завтра с любым из них контракт расторгнуть. Но что делать дальше? Альтернативы, к сожалению, пока нет. И работать с ними необходимо до 30 июня 2024 года, как и предполагают условия муниципального контракта».

bus_proesd.jpgПри этом с 15 ноября в Северодвинске подорожал проезд в общественном транспорте: билет теперь стоит 40 рублей. Инициатором подорожания проезда стали транспортные компании. Они заявили, что близки к риску полного невыполнения своих контрактных обязательств, и главная причина – продолжающийся рост цен на топливо. Добавим, что в прошлый раз проезд в Северодвинске подорожал в декабре прошлого года: с 35 до 37 рублей.

«Нас перевозчики заранее уведомили о том, что осенью будут поднимать этот вопрос и обращаться в Агентство по тарифам и ценам Архангельской области. Так что помимо субсидии (77 миллионов рублей) с 15 ноября на 3 рубля повышен тариф. И скажу прямо: повышения качества транспортного обслуживания не будет! Сегодня мы говорим о сохранении объёма перевозок до 30 июня», – добавил Игорь Валентинович.

А не замахнуться ли…на транспортную реформу?

Решением ситуации виделось проведение транспортной реформы по образу и подобию той, которая в этом году началась в Архангельске. Хотя стартовала она в областном центре с большими проблемами, связанными с поставкой автобусов, запуском газовой заправки, большим количеством ДТП, нехваткой персонала.

«Когда мы подошли к формированию требований и критериев, изучили опыт Архангельска. Понятно, что архангельские власти набили много шишек. Вместе с правительством региона мы осознанно выбрали датой старта реформы 1 июля 2024 года, чтобы у перевозчика было больше времени подготовиться. В Архангельске были установлены сжатые сроки, поэтому и возникли шероховатости. У «Рико» есть семь месяцев, чтобы закупить автобусы, набрать персонал, найти производственную базу, сформировать маршрутную сеть и начать перевозки в Северодвинске», – уточнил Игорь Арсентьев.

Сегодня в городе корабелов работает около 85 автобусов, а со стартом реформы их будет уже 105. Перевозчик должен закупить для Северодвинска автобусы не старше 2022 года выпуска, которые будут брендированы в едином стиле. Работать они должны на природном газе. В городе планируется построить газовую заправку. Проект реализует резидент Арктической зоны компания «Трансгаз», открывшая в январе 2023 года аналогичную заправку в Архангельске.

new_blue_bus.jpg

«Заправка разместится на улице Двинской и абсолютно точно будет введена в эксплуатацию до 1 июля», – заверил Игорь Валентинович.

Как сообщили в ТК «Рико», автобусы планируется закупить нескольких марок, однако основной будет LOTOS.

«Автобусы этой марки уже ходят в Архангельске, Москве, Санкт-Петербурге, Ярославле, Мирном, Петропавловске-Камчатском, Чебоксарах, Казани, Набережных Челнах, Нижнем Новгороде. В качестве топлива используется метан, что делает общественный транспорт более экологичным и безопасным. Баллоны с метаном не взрываются, в случаях дефекта газ улетучивается. При пожарах газ выгорает, стравливаясь через специальные плавкие вставки», – рассказали в компании.

Глава Северодвинска заявил, что планирует контролировать процесс производства и поставки автобусов и готов даже командировать сотрудника на завод-изготовитель.

Негатив из-за «смертельного» ДТП

Игорь Арсентьев в прямом эфире ответил на наиболее частые вопросы северодвинцев.

«Я понимаю, что негатива в отношении перевозчика много, и в соцсетях это активно транслируется. В Архангельске произошло резонансное ДТП с гибелью пешехода. Но это было трагическое стечение обстоятельств, которое нелогично брать для оценки работы перевозчика в целом. Хотя, конечно, количество ДТП, которое происходит в Архангельске с новыми автобусами, вызывает опасения, – не отрицает глава Северодвинска. – Также есть вопросы по поводу приезжих сотрудников «Рико», которых много в Архангельске. Напомню, что Северодвинск – территория с регламентированным посещением иностранных граждан. Мы будем настаивать на трудоустройстве местных водителей и кондукторов».

dtp_blue_bus.jpg

Как пояснили в ТК «Рико», привлечение командированных водителей в Архангельске – вынужденная мера ввиду недобора местных кадров.

«Доля командированных водителей составляет около 20% от общего числа штатных сотрудников. Компания стремится свести это число к нулю», – добавил перевозчик.

Ещё один популярный вопрос: куда пойдут налоги?

«Развенчаю основной миф, что раз компания московская, то и налоги пойдут в Москву. Это не так. Есть требование по регистрации предприятия либо его обособленного подразделения на территории пребывания. И мы будем настаивать, чтобы НДФЛ – основополагающий налог с точки зрения наполнения местного бюджета – перевозчиком был обеспечен», – подчеркнул Игорь Арсентьев.

Льготы и нелогичное подорожание

Также северодвинцев волнует вопрос сохранения льгот на автобусные перевозки.

«Все действующие льготы будут сохранены. У нас их перечень шире, чем в Архангельске, и мы знаем объём задач по обеспечению льготного проезда – все эти статьи затрат в местном бюджете предусмотрим», – заверил Игорь Валентинович.

В Архангельске действует транспортная карта «Льготная» для ветеранов и горожан старше 70 лет. Однако в областном центре ушла практика продажи проездных, даже школьных и студенческих, которые позволяют существенно экономить на проезде. Этот вопрос обсуждался на сессии Архангельской городской Думы 29 ноября.

По мнению депутатов, повышение тарифа даже на 4 рубля является серьёзным ударом по семейному бюджету. В зоне риска – многодетные семьи, которые ежедневно пользуются общественным транспортом, а также студенты, чья стипендия не покрывает не то что месячные, даже недельные расходы на проезд в автобусе.

Депутаты сочли повышение тарифа нелогичным. В качестве обоснования перевозчика указывался, в частности, рост стоимости топлива. Однако в Архангельске автобусы ездят не на бензине, а на метане. По мнению депутатов, в данном случае проезд должен дешеветь, а не дорожать.

«Повышение рассчитывалось по специальной методике подсчёта. Если бы тариф не изменился, это повлекло бы увеличение затрат на автобусное обеспечение со стороны городского бюджета», – пояснил на сессии заместитель главы Архангельска по инфраструктурному развитию Александр МАЙОРОВ.

Однако депутатов это не убедило. Помимо прочего, у жителей города есть много претензий к «Рико» и по качеству перевозок: люди сообщают о случаях неаккуратного вождения, есть прецеденты и с получением пассажирами травм. Все эти вопросы планируется обсудить с перевозчиком на комиссии городской Думы в ближайшее время.





Возврат к списку

Для вас

Лента событий

Новости компаний

Для вас

© 2003-2024 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5

Еженедельно отправляем свежий номер
и подборку самых важных новостей