Анастасия НЕЗГОВОРОВА. Фото otkrytiiarkhangelsk, ГУ МЧС России по Архангельской области и НАО, Алексея Липницкого, Ильи Леонюка | 13.05.2025 10:23:29

С начала года участилось количество претензий к ключевому архангельскому перевозчику «Рико»: упал процент исполнения рейсов, которым ранее так гордились местные власти, а в комментариях в соцсетях жители не скрывают своего негодования по поводу нарушения графика и уже набивших оскомину проблем с выездом из отдалённых округов города. «Рико» работает на этих маршрутах уже два года, но полноценно стабилизировать работу пока не удаётся. В чём причина? Попробуем разобраться.
От немецкого NAG до татарстанского LOTOS
Для начала освежим в памяти историю развития общественного транспорта в нашем городе. Автобусное движение в Архангельске существует с 1907 года, причём первый автобус доставили из Германии: это была машина фирмы NAG на 25 пассажиров. Первые большие городские автобусы марки ЗИС‑155 появились в 1950‑х годах, через 20-30 лет основой пассажирского транспорта стали ЛиАЗы. Затем на улицах появились венгерские «Икарусы», запомнившиеся своими «гармошками».
На рубеже тысячелетий город наводнили «пазики». Пассажиропоток увеличивался, и на помощь ПАЗам пришли маршрутки, но со временем эта практика ушла в прошлое. При этом «пазики» имели множество недостатков: поездки на них едва ли можно было назвать удобными. К тому же, рынок автобусных перевозок оказался разделён между большим количеством местных игроков, из-за чего эта сфера была трудноуправляемой.
В конце 2022 года заканчивались контракты с прежними перевозчиками, и это стало поводом для проведения транспортной реформы. Чтобы автобусы полноценно отвечали потребностям горожан, в Архангельске проанализировали транспортные потоки.
«Исследования показали: для обеспечения стабильной работы, своевременного обновления парка сфере автобусных перевозок необходимо получать доход 1 миллиард 700 миллионов рублей в год. С учётом пассажиропотока фактически этот доход составляет 1 миллиард 100 миллионов. На уровне Правительства Архангельской области было принято решение досубсидировать потенциальным перевозчикам эту разницу», – пояснял ранее глава Архангельска Дмитрий МОРЕВ.
По миллиарду в год
На торгах были разыграны долгосрочные контракты на обслуживание городских маршрутов: практически все они (кроме «островных» автобусов. – Прим. ред.) достались компании «Рико», имевшей тогда московскую «прописку», но достаточно быстро обосновавшейся в Архангельске. Семилетние контракты обусловлены сроком действия лизинговых договоров: перевозчик приобрёл более 220 автобусов для работы в областном центре. Автобусный парк представлен четырьмя моделями: МАЗ 206, МАЗ 203, ЛиАЗ и Lotos.
«Лизинг для нас – серьёзная финансовая нагрузка. И наличие долгосрочных контрактов даёт гарантию того, что эти семь лет мы будем работать на маршрутах в Архангельске и не останемся со своими красивыми автобусами не у дел», – отмечает главный бухгалтер ООО ТК «Рико» Марина КОПТЯЕВА.
Напомним, что ежегодно «Рико» получает за работу в Архангельске около одного миллиарда рублей из областного и городского бюджетов, а также средства от пассажиров: по 40 рублей с каждого. В общей сложности компания сейчас обслуживает 28 автобусных маршрутов в областном центре.
Тревожная статистика
Старт работы «Рико» в Архангельске был омрачён рядом неприятных событий. В частности, возникли заминки с вводом в эксплуатацию газовой заправки, призванной «питать» новые автобусы, а также с поставкой последних. Поэтому первые месяцы 2023 года маршруты продолжали обслуживать прежние перевозчики. К своим обязанностям «Рико» полноценно приступил лишь в марте. И с первых же дней его работа была отмечена рядом ДТП. И если на первых порах это можно было списать на неопытность водителей и непривычные габариты больших автобусов, то сегодня эти оправдания уже не работают.
Обратимся к цифрам. По сообщению Госавтоинспекции Архангельской области, в 2024 году зарегистрирован рост ДТП с участием автобусов, особенно в Архангельске и Северодвинске. Особую озабоченность вызывает деятельность перевозчика ООО ТК «Рико», чьи автобусы нередко выходят на линию без диагностических карт. Об этом «Бизнес-классу» рассказали в инспекции.
В 2024 году в регионе было зафиксировано 72 дорожно-транспортных происшествия с участием автобусов, 43 из них – в Архангельске, пострадали 50 человек. Вместе с тем в Архангельской области на 56,3% возросло количество ДТП, произошедших по вине водителей: с 32 до 50. Причём большая их часть – 33 – пришлась на Архангельск. Основные причины: превышение скорости движения, нарушение правил перевозки людей, невыполнение требований обеспечения безопасности при начале движения, неправильный выбор дистанции водителем. Немало ДТП с участием автобусов зафиксировано и в Северодвинске, где также работает «Рико». За 3 месяца 2025 года в Архангельской области зарегистрировано 19 ДТП с участием автобусов (за аналогичный период прошлого года было 14). Из них 12 произошли по вине водителей автобусов.
В череде исков
Однако у представителей «Рико» свои доводы по поводу такого количества происшествий.
«Раньше работали, например, 19 перевозчиков и у каждого из них в месяц случалось по 2-3 ДТП. А сейчас все маршруты обслуживает один перевозчик – отсюда и цифры. К тому же каждое происшествие активно раскручивается в социальных сетях и широко обсуждается, – считает главный бухгалтер ООО ТК «Рико». – Мы реализуем комплекс мер, направленных на снижение аварийности, исследуем типичные ошибки и нарушения со стороны водителей. Однако существуют обстоятельства, на которые ни водитель городского автобуса, ни компания-перевозчик не могут повлиять».
Пассажирские перевозки в Архангельске и Северодвинске находятся на контроле прокуратуры Архангельской области и НАО. Как сообщили «Бизнес-классу» в ведомстве, водителями «Рико» систематически допускаются нарушения правил дорожного движения (ненадлежащий скоростной режим, несоблюдение безопасной дистанции между транспортными средствами и др.). Сотрудники «Рико» неоднократно привлекались к административной ответственности по главе 12 КоАП РФ. Руководителю компании с начала текущего года внесено уже два представления: по результатам их рассмотрения три сотрудника перевозчика привлечены к дисциплинарной ответственности. В интересах пострадавших граждан прокурором поданы иски о возмещении вреда здоровью и компенсации морального вреда.
Иски в адрес перевозчика поступают и от пассажиров. Так, в этом году архангелогородцу удалось отсудить у «Рико» 51 тысячу рублей. С начала года Соломбальский районный суд удовлетворил 17 его исков, каждый – на 3 тысячи рублей. Основанием для обращений стало нарушение транспортной компанией установленного расписания движения автобусов.
«Должны круглосуточно работать!»
И это не единственный недовольный пассажир. Например, в группе «Открытый Архангельск» в соцсети «ВКонтакте» полно негативных комментариев по поводу работы перевозчика. Приведём пару из них.
«Только у «Рико» общественный транспорт в майские выходные не работает! Речь о маршрутах № 7, 15, 25, 63, – негодует в комментариях архангелогородец Михаил. – При этом «Рико» получил субсидии из бюджета – 7 млрд рублей! И эти автобусы за бюджетные средства куплены. Да за такие деньги они должны круглосуточно работать и ни одного рейса не срывать! И беречь автобусы, как зеницу ока!»
Чаще всего, жители жалуются на пропуск перевозчиком рейсов, причём на ряде направлений. На что они все получают один и тот же ответ от представителей ТК «Рико»: «Увеличение интервала движения происходит по различным причинам: сход по технической неисправности подвижного состава, отсутствие водительского резерва, дорожные условия. Приносим извинения за доставленные неудобства».
Однако не все готовы мириться с такими «неудобствами».
«Рико» – это катастрофа для пассажиров: днём автобусы в отстойниках, ожидание – 30-40 минут, отношение к пассажирам ужасное, двери перед носом закрывают, остановки проезжают. Говорить можно бесконечно и самое страшное – бесполезно. Вопрос к чиновникам: вы когда «Рико» в город запускали, почему о своих местных перевозчиках не подумали? Было бы больше порядка», – считает архангелогородка Лариса.
Проблемные округа и автобусы-«призраки»
Наибольшие сложности сегодня испытывают жители отдалённых округов города, например, Цигломени. Если в центре Архангельска есть маршруты, которые отчасти дублируют друг друга, то транспортную доступность Цигломенского округа обеспечивает только маршрут № 31.
«Схожие проблемы есть во всех отдалённых округах. А у нас в Цигломени с приходом нового перевозчика ситуация даже усугубилась. Раньше интервал между автобусами был меньше, а сегодня – 40-45 минут. И пропуск даже одного рейса воспринимается болезненно, особенно в часы пик. Некоторое время для подстраховки работал дежурный автобус, но эта сказка была недолгой, – рассказала «БК» депутат Архангельской городской Думы Наталья БРАТИНА. – В Цигломени построены социальные дома, а значит – население этой части города в скором времени увеличится. Людям и так непросто переезжать в отдалённый от центра округ, но когда к этому добавляется ещё и транспортная недоступность, появляется много негатива».
Есть претензии и к «сульфатским» маршрутам и тем, что связывают центр города с Маймаксой.
Большую обеспокоенность у жителей вызывают и автобусы-«призраки»: когда сначала их видишь на карте, а потом они пропадают или якобы проезжают мимо. Однако фактически их так и не было. Случается, что автобусы просто проносятся мимо остановки: абсолютно пустые, но с работающим ГЛОНАСС. Возникает ощущение, что они просто «накатывают» маршрут, чтобы соблюсти необходимый, установленный контрактом, процент исполнения рейсов.
«Подобные факты можно подтвердить только жалобами. Но люди настолько устали жаловаться, что уже просто махнули рукой на ситуацию», – считает депутат.
Штрафы: на словах и реальные
Примечательно, что контрактами предусмотрены штрафные санкции за нарушение условий перевозки, например, за пропуск рейсов.
«Штрафы жуткие! Компания «Рико» даже просила пересмотреть их. Но мы такую практику не поддерживаем. Также перевозчика контролируют Госавтоинспекция, прокуратура. Так что компании намного выгоднее оперативно устранять недочёты, чем пытаться ездить, как хочется», – считает директор департамента транспорта администрации Архангельска Максим ШЕМЕЛИН.
Это подтверждают и сотрудники «Рико».
«Контракты нас контролируют. Наша система навигации синхронизирована с региональной транспортной службой. Кроме того, у города есть независимая служба, которая отслеживает маршруты, время, соблюдение расписания. Мы стремимся к идеалу, но пока ещё неидеальны», – признаётся главный бухгалтер ООО ТК «Рико».
А теперь обратимся… к реальным цифрам. Возьмём для примера контракт на обслуживание маршрута № 63 «Улица Малиновского – Порт Экономия». Его стоимость – 105,7 млн рублей за 7 лет работы. За два года по этому направлению было выписано четыре штрафа за ненадлежащее исполнение обязательств: от 403,93 до 1321,96 рубля. Вот такие «жуткие» цифры. И едва ли этот маршрут является наименее проблемным…
Чуть более существенные штрафы перевозчик получил, работая на маршруте № 60 «МР вокзал – Улица Малиновского». Стоимость этого контракта – 551,2 млн рублей. По этому направлению компания также была оштрафована четыре раза: с «Рико» стребовали чуть более 20 тысяч рублей. Чуть дешевле «Рико» обошлись недоработки на маршруте № 42 «Улица Кедрова – Кладбище Жаровихинское» – около 19 тысяч рублей.
Тем не менее штрафы на «кругленькую» сумму в системе «ЕИС Закупки» всё же удалось найти: с «Рико» взяли 534 тысячи рублей, причём за неисполнение обязанностей по контракту на обслуживание многострадального маршрута № 31 «Областная больница – Цигломень (почта)». Стоимость этого контракта – 280 млн рублей. Остальные четыре штрафа по этому маршруту значительно меньше – от 857,89 до 1750,92 рубля.
На грани рентабельности?
Так что доводы о «жутких штрафах» кажутся не очень правдоподобными. Как и то, что уровень рентабельности перевозок невысок.
«Перевозчик немного зарабатывает – у них большие выплаты по лизингу. И когда мы с ним по этому вопросу общались, прозвучала цифра: нужен тариф более 50 рублей, чтобы выйти на стабильный плюс. Но и текущий тариф в целом их устраивает», – рассказал Максим Шемелин.
С одной стороны, городу нужны были новые большие автобусы, чтобы сделать перевозки в Архангельске более комфортным. Но с другой – отсутствие конкуренции, которая была присуща предыдущему «автобусному» периоду, наводит на мысль, что перевозчику удобнее «сидеть» на субсидии, чем повышать уровень оказания услуг. Стоило ли ставить подрядчика в такую зависимость от субсидии и формального исполнения условий контракта? Но главное: что мы получим через 7 лет, когда «Рико» решит уйти из Архангельской области вместе со своими красивыми голубыми автобусами? В этой реформе слишком много «серых» пятен, хотя, исходя из богатой истории автобусных перевозок в Архангельске, можно было предусмотреть более эффективную модель организации общественного транспорта, при которой перевозчик был бы более заинтересован в заработке на пассажирах, и, как следствие, стремился бы улучшить качество обслуживания и повысить процент исполнения рейсов.
Главные заказчики «Рико»
По данным портала checko.ru, выручка ТК «Рико» в 2024 году выросла на 48% и составила 3,2 млрд рублей. При этом чистая прибыль снизилась до 25,4 млн рублей или на 121%.
Топ‑3 заказчика:
Администрация Архангельска – 19 контрактов на сумму 7,4 млрд рублей.
Комитет ЖКХ, ТИС администрации Северодвинска – 5 контрактов на сумму 5,4 млрд рублей.
ГКУ «Организатор перевозок» – 2 контракта на сумму 1,2 млрд рублей.