Рита ИЛЬИНА. Фото Алексея Липницкого | 04.06.2016 00:28:47
30 мая на Соломбальский терминал (бывший причал и площадка Соломбальского ЛДК) встал под погрузку универсальный теплоход «Федор Вараксин». Груз – пиломатериалы ЗАО «Лесозавод-25», входящего в Группу компаний «Титан». Товар идет на экспорт: ориентировочно 10 июня судно возьмет курс на египетский порт Александрия.
Торги по продаже этой части имущества обанкротившегося Соломбальского лесопильно-деревообрабатывающего комбината в 2015 году выиграло ЗАО «Арктик Консалтинг Сервис» с целью провести масштабную модернизацию причала и обеспечить быструю перевалку на всех, прежде всего на северных, направлениях. Теперь это транспортно-логистический комплекс «Соломбальский терминал» и предприятие является его единоличным собственником.
Новые возможности перевалки грузов
Партнерами компании стали ОАО «Архангельский ЦБК» и ЗАО «Лесозавод-25» (входят в группу компаний «Титан»). Между Архангельским ЦБК и фирмой «Арктик Консалтинг Сервис» существует договоренность по хранению целлюлозы комбината – до 12 тысяч тонн. Комбинат будет завозить продукцию на причал автотранспортом с последующим прохождением таможни и отгрузкой. Общая площадь складов причальной линии – 24 тысяч кв. м.
Лесозавод-25 также получил предложение по перевалке грузов через Соломбальский терминал. После модернизации завод увеличил объемы выпуска продукции, однако при этом мощности собственных причалов остались прежними. До сих пор большая часть пиломатериалов – около 120 тысяч куб. м в год – переправлялась баржами и грузовиками с производственного участка в Цигломени на участок в Маймаксе. Теперь Лесозавод-25 планирует переваливать через Соломбальский терминал порядка 50 тысяч куб. м продукции в год.
Сейчас теплоход «Федор Вараксин» принимает первую партию пиломатериалов Лесозавода-25, которая пойдет на экспорт именно через Соломбальский терминал.
«Это первый наш опыт перевалки пиломатериалов с Цигломенского участка Лесозавода-25 через этот терминал. В этот раз мы планируем здесь загрузить порядка 10 тысяч кубометров продукции, а так общий план на 2016 год – примерно 50 тысяч кубометров. «Федор Вараксин» доставит груз на египетский рынок», – поясняет коммерческий директор ЗАО «Лесозавод-25» Михаил КРЫМШАМХАЛОВ.
Как уточнил Михаил Крымшамхалов, этот рынок – один из самых важных для Лесозавода-25. В частности, в 2015 году примерно 25% от всех материалов, произведенных на предприятии, было отправлено в Египет, и в 2016-м сохранится примерно такая же пропорция.
«Заказов, связанных с экспортом, достаточно много, поскольку мы производим товар высоко-го качества, который известен за рубежом и пользуется спросом. Что касается Египта, основной пиломатериал, который там востребован, – это сосна, – продолжает коммерческий директор ЗАО «Лесозавод-25». – После модернизации нашего предприятия объемы выпуска продукции значительно возросли. Нам нужны новые причалы, новые мощности. Сосновые пиломатериалы производятся на Цигломенском участке Лесозавода-25. К сожалению, причал там имеет ограничения по проходной осадке, и крупные суда – такие, например, как теплоход «Федор Вараксин» – зайти не могут. Поэтому раньше нам всегда приходилось сначала перевозить пиломатериалы в Маймаксу и уже оттуда загружать на большие теплоходы». Однако и Маймаксанский причал сейчас перестал справляться с растущими объемами перевалки грузов, и в этом отношении предприятие очень рассчитывает на партнерство с компанией «Арктик Консалтинг Сервис» и Соломбальский терминал.
«Главное преимущество Соломбальского терминала в том, что ограничений по проходной осадке он не имеет. Сюда можно ставить на погрузку большие теплоходы: соответственно, это как раз то, что нам нужно, прежде всего, для египетского рынка. И, без сомнения, в будущем мы планируем очень активно использовать этот терминал, – добавляет коммерческий директор ЗАО «Лесозавод-25» Михаил Крымшамхалов.
Универсальный комплекс для морских перевозок
Конечно, отсутствие ограничений по проходной осадке не единственное преимущество ново-го погрузочно-разгрузочного района порта Архангельск по сравнению с другими: тут и наличие железнодорожного сообщения, и готовая причальная стенка, и то, что терминал расположен ниже по течению Северной Двины.
«Мы не зависим от разводки автомобильного и железнодорожного мостов и находимся ближе к выходу в Белое море, – уточняет главный инженер ЗАО «Арктик-Консалтинг-Сервис» Денис ГОРБАТОВ. – Группа компаний «Титан» – один из наших главных партнеров, а ЗАО «Лесозавод-25» мы рассматриваем в качестве одного из самых перспективных клиентов. Сейчас как раз идет погрузка пиломатериалов производства Лесозавода-25 на теплоход «Федор Вараксин» для отправки в египетский порт Александрия. В настоящее время ведется реконструкция складского хозяйства терминала, и один из складов мы готовим специально под приемку продукции Архангельского целлюлозно-бумажного комбината – под картон и целлюлозу».
Также, по словам Дениса Горбатова, ЗАО «Арктик-Консалтинг-Сервис» заключило ряд договоров с компаниями, которые участвуют в строительстве завода по производству сжиженного природного газа в рамках масштабного проекта «Ямал СПГ»: эти грузы через Соломбальский терминал регулярно отправляются в порт Сабетта. Кроме того, «Арктик-Консалтинг-Сервис» включился в логистическую цепочку снабжения арктических метеостанций Северного УГМС. Есть несколько направлений работы по линии Министерства обороны РФ.
Первая половина июня – период активного начала летней навигации. 10 июня на Соломбальском причале готовятся принять и поставить под погрузку научно-экспедиционное судно «Михаил Сомов» Северного УГМС – с отправкой в Арктику. 15-го числа должно прийти суд-но «Polar King» – для погрузки техники и стройматериалов с отправкой в порт Сабетта, в Ямало-Ненецкий автономный округ.
Как рассказал Денис Горбатов, в 2016 году через Соломбальский терминал пройдет порядка ста тысяч тонн грузов – таковы планы ЗАО «Арктик-Консалтинг-Сервис».
Реконструкция бывшего причала Соломбальского ЛДК началась около полугода назад. Компания намерена инвестировать в модернизацию портовой инфраструктуры более 300 млн рублей.
«В этом году мы приобрели новую технику германского производства: пять портовых ролл-трейлеров грузоподъемностью 75 тонн, два тягача MAFI и два телескопических погрузчика. Сейчас идет монтаж еще одного портального крана грузоподъемностью 20 тонн – в середине июня он будет введен в эксплуатацию. Ведутся работы по ремонту складского хозяйства, скоро начнется обустройство тыловых площадок хранения», – продолжает Денис Горбатов.
В перспективе – строительство новой причальной стенки протяженностью 500 метров, что позволит увеличить общую длину причальной линии до 800 метров.
Кроме того, ЗАО «Арктик-Консалтинг-Сервис» намерено построить собственную кабельную линию для Соломбальского терминала, что позволит повысить надежность электроснабжения этого портового объекта. Объем капитальных вложений оценивается в сумму порядка 20 млн рублей.
«Данные мероприятия направлены на повышение грузооборота Соломбальского терминала и привлечение новых клиентов. Мы готовы к сотрудничеству со всеми заинтересованными организациями и можем предложить им полный комплекс услуг портовой переработки грузов – от погрузо-разгрузочной деятельности до непосредственно морской перевозки», – подчеркивает Денис Горбатов.
Справка «БК»
ЗАО «Арктик Консалтинг Сервис» создано в 1996 году на базе ГП Торгово-посреднического предприятия «Арктика» Торгмортранса Минморфлота. Осуществляет морские перевозки грузов в районы Крайнего Севера, занимается доставкой грузов морем из портов Архангельска в более 30 пунктов бассейнов северных морей.ЗАО «Арктик-Консалтинг-Сервис» является единоличным собственником транспортно-логистического комплекса «Соломбальский терминал».
Прямая речь
Алексей МЕРКУЛОВ, капитан теплохода «Федор Вараксин»:
– «Федор Вараксин» – это универсальное судно, предназначенное для перевозки контейнеров, рефрижераторов, генеральных, навалочных и других видов грузов. В Соломбальском терминале созданы самые благоприятные условия для работы, инфраструктура развитая: подошли и пришвартовались без проблем, погрузка идет отлично. Здесь у нас будет полная загрузка: берем 16 555 кубометров пиломатериалов. На Александрию пойдем 10 июня.