Алексей НОВИКОВ/На правах рекламы | 15.04.2016 22:32:12
Как гласит известная поговорка, ставшая с годами настоящей аксиомой, «правда у каждого своя, но истина – одна на всех». Еще одно подтверждение правота этих слов получила в Архангельске 12 апреля. За несколько дней до очередного судебного заседания по иску прокуратуры о признании незаконным разрешения на строительство транспортно-пересадочного терминала, представители надзорного ведомства во время пресс-конференции вновь затронули данную тему.
В качестве основных претензий на этот раз были названы «экологические проблемы» и «не соответствующие действительности» документы о подключении объекта к электросетям.
Поскольку данные претензии выглядят достаточно серьезными, мы попросили прокомментировать их почетного строителя Архангельской области Владимира БИРИЧЕВСКОГО – главного инженера проекта компании «Норд Проект», которая непосредственно занималась проектированием терминала.
– В стенограмме пресс-конференции прокуратуры, опубликованной в одном из региональных СМИ, в частности, говорится: «…Самое основное нарушение – это загазованность, то, что этот объект не отвечает по экологическим требованиям своему предназначению…». Насколько нам известно, природоохранный вопрос рассматривался в суде, но это было давно, и еще тогда застройщику удалось доказать свою правоту в данном вопросе..
.
– Это действительно так: на последних заседаниях «экологическая тема» не поднималась. В свое время суд действительно обратил внимание на некоторые недочеты в оформлении актов экологических экспертиз, которые были сделаны одной из специализированных региональных организаций. Мы приняли это к сведению и заказали проведение повторной экспертизы в ведущем отраслевом Научно-исследовательском институте охраны атмосферного воздуха в Санкт-Петербурге. Данный институт является разработчиком документов федерального уровня в области защиты атмосферы от вредных выбросов. Проведенные им исследования подтвердили, что новый транспортно-пересадочный комплекс не просто не ухудшит, а даже сможет улучшить экологическую ситуацию в данном районе.
– Не кажется ли вам, что в этом есть определенный парадокс?
– Давайте просто порассуждаем логически: до начала строительства терминала на данной транспортно-разворотной площадке в течение дня собиралось несколько сотен автобусов, часть из которых принадлежала так называемым «нелегалам». Кроме того, здесь же произвольно и хаотично парковалось огромное количество личных автомобилей. В осенне-зимнее время они зачастую стояли с работающими двигателями.
По расчетам проектировщиков, подтвержденным данными научного исследования компании «Автодорожный консалтинг», после окончания строительства количество транс-портных средств здесь уменьшится как минимум на 30%. Движение их будет упорядочено, площадку для межрейсового ожидания отнесут в сторону от здания лицея. Кроме того, сами корпуса терминалов будут способствовать формированию воздушных потоков, параллельных дороге и реке, «отсекая» лишние выбросы двигателей внутреннего сгорания от учебных заведений.
Что же касается воздействия на атмосферу собственно зданий терминала, то это всего лишь результат работы вентиляции – теплый воздух и никаких вредных и токсических примесей. В общем, каждый может вполне однозначно для себя решить, ухудшит экологическую ситуацию терминал или нет.
– Еще одна из претензий, прозвучавших на пресс-конференции, касалась электроснабжения зданий будущего терминала: «…документы на подключение к электросетям не соответствуют действительности. И сегодня вопрос подключения этого объекта к системе электроснабжения не решен, а это одно из условий для получения разрешения на строительство…». Где находится истина в данном вопросе?
– На самом деле все вопросы присоединения к электрическим сетям были согласованы застройщиком с гарантирующим поставщиком энергии (в данном случае это Архангельский морской торговый порт, которому принадлежит подстанция, расположенная непосредственно в здании МРВ) еще на этапе проектирования, в 2013 году. Кроме того, согласно действующему законодательству, во время ввода любого объекта в эксплуатацию структуры Ростехнадзора очень тщательно проверяют фактическое соответствие установленного оборудования тому, что было заявлено в проекте. Если что-то неправильно (превышена или занижена фактически потребляемая мощность), то разрешающая документация выдана просто-напросто не будет. Учитывая немалую цену вопроса (а объем инвестиций в строительство двух корпусов терминала на данный момент составляет около 300 млн рублей), никто из здравомыслящих проектировщиков и строителей не приступил бы к возведению объекта без гарантии его устойчивого электроснабжения. Кстати, представитель морского порта подтвердил гарантии электро-снабжения на одном из недавних судебных заседаний.
Отмечу, что именно благодаря электричеству в помещениях будет круглогодично соблюдаться оптимальный температурно-влажностный режим, на помощь пассажирам с ограниченной подвижностью придут эскалаторы и подъемники, а обилие света создаст комфортные условия для ожидания даже в хмурую и ненастную погоду.
– Какие еще изменения почувствуют горожане после окончания строительства?
– Хотелось бы вспомнить и еще об одном очень важном для горожан и имиджа города обстоятельстве: на данный момент территория между корпусами терминала и зданием МРВ вызывает вполне заслуженные нарекания. Часть из них обусловлена вполне объективными причинами – так, например, огромные лужи являются следствием неработающей ливневой канализации. Однако есть и причины, частично обусловленные «человеческим фактором», – тот же брошенный где попало мусор. В соответствии с планом благо-устройства застройщик будет обязан по окончании строительства транспортно-пересадочного комплекса привести в порядок прилегающую территорию. Мы планируем восстановить «ливневку» и дорожное покрытие, сделать пандусы и поребрики, нанести необходимую дорожную разметку и про-вести озеленение. Все эти меры, осуществленные не по отдельности, а в комплексе, помогут превратить пространство вокруг зданий терминала в соответствие с современными градостроительными требованиями. А это значит, что архангелогородцам не придется «приукрашивать», рассказывая о своем городе, – достаточно будет лишь говорить правду.
ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА
Юрий ВИССАРИОНОВ, автор проекта транспортно-пересадочного терминала в Архангельске, профессор, академик Международной академии архитектуры и руководитель одноименного московского архитектурного бюро:
Приступая к реализации данного проекта, мы внимательно изучили современный мировой опыт строительства и эксплуатации объектов транспортной инфраструктуры. Аналогичных сооружений достаточно много в Германии и Голландии – странах, которые отличаются высоким уровнем организации общественного транспорта. Перед нами стояла задача создать не очередное произведение архитектурного искусства, а спроектировать современное и удобное для пассажиров пространство. Терминал в Архангельске нисколько «не спорит» в архитектурном плане ни с настоящим шедевром «брежневского конструктивизма» – зданием МРВ, ни тем более с кафедральным собором. Его главная задача, как и любого современного транспортно-пересадочного терминала, – приносить максимальную пользу пассажирам.
Артём КОПЫЛОВ, юрист, сотрудник юридической компании «Гудков, Корельский, Смолярж», представляющей интересы застройщика:
– На данный момент все ранее заявленные прокуратурой основания для оспаривания разрешений на строительство были самой же прокуратурой сняты, основания искового заявления полностью изменены. Это произошло после представления застройщиком и мэрией города Архангельска своих возражений на исковое заявление, а также письменных доказательств, опровергающих первоначальные доводы истца. Что же касается оставшихся претензий, то они носят формальный характер и связаны исключительно с оформлением документов застройщиком. Такие претензии не свидетельствуют о незаконности выданных разрешений на строительство. В аналогичных случаях суды, включая суды региона, сохраняют в силе выданные разрешения на строительство, учитывая необходимость соблюдения принципа стабильности гражданского оборота и публично-правовых отношений. Также для признания спорных разрешений незаконными прокуратуре в соответствии с требованиями Кодекса административного судопроизводства РФ нужно доказать факт нарушения прав и законных интересов неопределенного круга лиц. Внятного ответа на эти вопросы прокуратурой в суде до сих пор не дано, факт нарушения прав граждан не доказан.