ИЛИМ-Бумага
Подписка на телеграм-канал БК
Подписка на дзен-канал БК

Понедельник, 23 декабря, 2024 12:22

Круиз по Беломорью: как добраться на Соловецкий архипелаг?


Григорий ДИТЯТЕВ | 05.08.2019 21:32:44
Круиз по Беломорью: как добраться на Соловецкий архипелаг?

Добраться до Соловецкого архипелага из Архангельска по воздуху теперь проблема. Из-за ремонта взлетной полосы авиасообщение с отдаленным поселением в северной части Онежского залива возможно только на вертолете, который летает всего два раза в неделю. Те, кто желает воспользоваться водным путем, могут путешествовать из карельских Беломорска, Кеми или попытаться приобрести билет на теплоход «Беломорье» из Архангельска. «БК» сравнил варианты этих круизов. Вывод: несмотря на определенные неудобства, путешественникам лучше ориентироваться на местного перевозчика.


Дорого и сердито

Желая добраться из Архангельска до Соловков, я стал жертвой распространенного мифа о порядке приобретения билетов – мол, продают их только за пять дней до выхода судна. В действительности билет следует заранее бронировать по телефону, который можно увидеть на сайте судовой компании-владельца, а вот за пять дней его следует выкупать в кассе, иначе бронь автоматически сгорает. Едва ли миф распространяется просто так: в нем объективно заинтересованы жители поморских селений, которые обслуживает «Беломорье», - Пертоминска, Лопшеньги, Летней Золотицы, Пушлахты.

Поэтому добираться на архипелаг я решил из Кеми, сразу же отметив для себя основное неудобство морского маршрута из Карелии – очень раннее прибытие поезда. В Кемь вологодский состав, направляющийся в Мурманск, к которому на станции Обозерская подцепили архангельские вагоны, прибыл без четверти шесть утра, так что поспать почти не удалось. Если выбрать Беломорск, то для сна осталось бы времени меньше еще на час, при этом путь «по морям - по волнам» отсюда длиннее.

Был выбран вариант перемещения из Кеми, и, если бы не дождливая погода, он мог бы себя оправдать: как-никак в Рабочеостровске, кемском порту, когда-то снимали фильм «Остров», там есть на что посмотреть и есть где подкрепиться, попить кофе-чаю на дорогу. Хотя цены показались несколько «кусачими»: за стакан кипятка с пакетиком взымают 50 рублей, а порционное блюдо – суп или второе - стоит от 250 рублей.

Главным разочарованием оказалось морское средство передвижения. Теплоход «Метель-4», в который нас погрузили с опозданием на час – время отбытия-прибытия на море всегда большая условность – по ощущениям несколько напоминал «Комету» в режиме тихого хода, на которой мне когда-то давно довелось путешествовать. В отличие от удобных мягких кресел «Кометы», на «Метели» с пассажирами перевозчик не церемонится – их усаживают в ряд по четыре человека. Несмотря на то, что по радиосвязи предварительно пытались убедить в наличии необходимых разрешений и спасательных средств, «осадочек» не исчез. Случись что, надеть жилеты такому количеству людей будет крайне сложно, если не невозможно. Второе судно из Кеми, «Василий Косяков», по словам тех, кто совершал на нем рейсы до Соловков, более комфортно. Там, по крайней мере, имеется полноценная палуба, куда можно выйти, нет такой тесноты. Однако, по-видимому, его отправляют лишь в случае высокой волны.

Так что предпочтительнее Беломорск. Там большой, рассчитанный на 250 пассажиров катамаран «Сапфир» польской постройки, тоже каждый день бегает на острова, и он более приспособлен для нормальной прогулки по морю. Три палубы, буфет, есть даже библиотека-книгообменник. Морской вояж из Беломорска примерно в два раза длиннее, чем из Кеми, и длится согласно расписанию пять часов, но цена за переезд на «Сапфире» даже немного меньше. Хорошее впечатление от поездки на Соловки может оставить вид с моря на монастырь – здесь «Метель» совсем разочаровала. Палуба малюсенькая, не развернуться, пассажиров при подходе к Тамариному причалу рассаживали по местам, выходить не разрешали. Даже фотографию удалось сделать в обстановке, можно сказать, полуподпольной, приближенной к боевой.

Вариантов для возвращения домой, кроме «Беломорья», уже не было. Да и цена привлекала. Стоимость прямого рейса до Архангельска - 2550 рублей, отдельно оплачивается багаж, но по вполне разумному тарифу. Это почти в два раза дешевле железнодорожной поездки и перемещения по морю из Карелии. Хотя морской путь на «Беломорье» с Соловков в Архангельск занимает почти сутки, что дольше, чем комбинированное путешествие.

В круиз на плацкарте

Самая большая проблема с «Беломорьем» - неопределенность. Несмотря на то, что имеется расписание движения теплохода, состоится ли поездка именно в этот день и час, никто сказать не в состоянии. Если из Кеми отправляются рейсы и в вечернее время, то периодичность выхода в Архангельск совсем иная - примерно один раз в две недели. И звезды с погодой на море должны сойтись. Так что задержки на день-два – это, в общем-то, норма. И поэтому самое главное – дождаться прибытия судна на Соловки.

Заранее купить билет на «Беломорье» с Соловков в Архангельск – по крайней мере пока что – невозможно и едва ли имеет смысл. Место гарантированно продают прямо на судне, это самый простой и доступный способ выбраться с архипелага на материк. В этом году вместо самолетов на острова летают вертолеты Ми-8, на которые простым смертным билетов не достать. В Кемь и Беломорск уехать тоже проблематично, можно лишь по предварительной записи за несколько дней. Причем билеты не продают, принимают заказы и пропускают по спискам. Почему так - сказать сложно. Либо нет соответствующих соглашений между регионами, либо частные перевозчики экономят на отчетности..

.«Беломорье» начало бегать из Архангельска и обратно в 2000 году. К тому времени от былой морской роскоши - лайнеров «Татария», «Буковина», «Вацлав Воровский» и от совсем древнего «Юшара» остались лишь воспоминания. Что-то списали, а в основном распродали. «Беломорье» появилось как временная схема сообщения Архангельска с архипелагом. Уже совсем не новый грузовой плашкоут «Шипицыно» переоборудовали под перевозку пассажиров – просто установили на нем два 40-футовых грузовых контейнера, в которых соорудили полки в два яруса, а по верху прорезали окошки-иллюминаторы. Туалет, умывальник, титан – все это делает круиз по морским волнам максимально приближенным к путешествию в плацкартном вагоне. Разница лишь в том, что не выдают постельное белье – только одеяло. Судно может принять 36 пассажиров – это, конечно, очень немного. Планировалось запустить большое пассажирское судно, но планам не суждено было сбыться.

«Сначала ходили прямым рейсом из Архангельска до Соловков, - вспоминает капитан «Беломорья» Владимир ОРЛОВ, уже десятую навигацию курсирующий по этому маршруту. - А потом добавили доставку пассажиров в поморские селения. Тогда, в начале «нулевых», совсем не было пассажиров на архипелаг из Архангельска, забыли уже про круизы в советские времена».

По мнению Владимира Альбертовича, главная проблема с доставкой пассажиров на Соловки и в обратном направлении – это недостаточная мощность двигателя судна. К тому же контейнеры в качестве кубриков не особо комфортны. Да и экипаж – шесть человек – тоже вынужден тесниться. Рейс мог бы длиться часов 12-15, то есть восстановить еженедельные морские туры выходного дня из Архангельска вполне возможно. А пока что велика опасность «зависнуть» в непогоду - перейти от Соловков до Пушлахты судно может не всегда. В прошлом году «Беломорье» перевезло всего 900 пассажиров, их количество постепенно уменьшается, как и численность поселений на побережье. До Соловков зачастую едут жители Пертоминска или Пушлахты – посмотреть на крепость интересно всем. Время от времени появляются архангельские экскурсанты.

Обратная дорога не показалась трудной. Для Архангельска возродить регулярные морские перевозки на жемчужину Белого моря и всей России, как представляется, вполне реально. Хорошо бы сделать это как можно быстрее.





Возврат к списку

Для вас

Лента событий

Новости компаний

Для вас

© 2003-2024 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5

Еженедельно отправляем свежий номер
и подборку самых важных новостей