ИЛИМ-Бумага
Подписка на телеграм-канал БК
Подписка на дзен-канал БК

Среда, 25 декабря, 2024 20:20

Костыли Белкомура


Александр ИВАНОВ, эксперт «БК» | 17.01.2016 01:58:00
Костыли Белкомура

У меня в столе лежит никелированный костыль с надписью: «Арх. ф. ОАО МК «Белкомур». Не медицинский инвентарь, а такой большущий гвоздь, которым рельсы крепят к деревянным шпалам. Его мне презентовал Владимир Федотов, директор Архангельского филиала ОАО «Белкомур» в конце 90-х годов, во время очередной гальванизации проекта с многолетней историей. Тогда на бюджетные деньги Республики Коми построили несколько километров железнодорожного пути от Карпогор в сторону Вендинги. На том, правда, всё и закончилось.

Сейчас о проекте «Белкомур» заговорили снова. В сентябре 2015 года СМИ сообщили, что в ходе визита Президента России Владимира Путина и Вячеслава Гайзера (в прошлом главы Республики Коми, ныне коррупционера) в Китай достигнута договоренность между РФ и КНР о совместной реализации этого проекта.

Наш губернатор тоже там был, поэтому проект «Белкомур» вновь считается главным инвестиционным проектом Архангельской области на ближайшее время. Китайцы на Севере уже строили. На их счету железная дорога на Мурманск, проложенная за счет государева бюджета в 1916 году. Построили они на деньги Антанты в 1915 году и железную дорогу от Жаровихи до Экономии. По насыпи, ими тогда сделанной, сейчас идет автомобильная объездная дорога. Заметили, какая она прямая, хотя и объездная?!

Так что опыт строительства железных дорог с помощью китайцев у нас есть. Но за российские бюджетные деньги или на средства иностранных военных бюджетов. Был, правда, случай: построил Савва Мамонтов частную узкоколейную железную дорогу от Вологды до Архангельска, но разорился и был упрятан родственниками под медицинский присмотр, дабы подобными прожектами более не занимался. Построенную дорогу родственники предпринимателя сумели «впарить» казне в 1900 году, и на этом частные инвестиции в железнодорожное строительство на Севере закончились.

Подробно о финансовых источниках строительства железных дорог в прошлом я пишу специально, поскольку сейчас речь идет именно об инвестиционном проекте, да еще за счет китайцев! А им деньги надо будет возвращать. Где брать будем?

Нам говорят, что всё окупит новый «Шелковый путь» из Китая в Европу, в том числе через Белкомур. Что-то не срастается… Перевезти морем через Суэцкий канал 20-футовый контейнер из Шанхая в Санкт-Петербург российские логистические компании берутся за 1200 долларов США, а по железной дороге через Владивосток - за 3300 тех же долларов.

Еще я слышал, что построенную дорогу может выкупить государство, как у Саввы Мамонтова. Но таких примеров в истории современной России нет. Да и стоимость 712 километров новой железной дороги, как было посчитано в 2011 году, - более 20 миллиардов долларов США.

Существует и третий вариант: частно-государственное партнерство, где частной стороной выступает совместное российско-китайское предприятие с участием ОАО «РЖД». Но если у китайской стороны деньги, может быть, есть, то у российской пока не проглядываются. Само ОАО «РЖД» имеет годовую балансовую прибыль около 20 млрд рублей, а чистую – менее 9 млрд рублей. Инвестиционные деньги РЖД - это в основном бюджетные средства РФ, в том числе средства Фонда национального благосостояния (ФНБ) (до 90 млрд из 390 млрд рублей в 2015 году). На 2016-й в инвестпрограмме компании денег ФНБ нет, в будущем их также не предвидится в связи с прогнозируемым исчерпанием фонда в этом году.

В актуализированном в 2013-м документе под названием «Генеральная схема развития железных дорог на период до 2020 года» Белкомур отсутствует, поэтому ОАО «РЖД» вряд ли станет соинвестором строительства или покупателем построенной железной дороги от Перми до Архангельска. Как же китайцы деньги-то «отобьют»? Может, я, неразумный, чего-то не знаю, не понимаю?

Может, и не понимаю, но примерно так же об инвестициях как об экономической категории думает, надеюсь, большинство читателей «БК». Инвестиции должны «отбиваться», иначе это благотворительность или глупость. О склонности к благотворительности китайцев я не слыхал, а о том, что они люди умные и осторожные, наслышан. Поэтому плохо верится в возможность какого-то возрождения Белкомура, пока нет реальных расчетов, подтверждающих прибыльность этого проекта в адекватные сроки или информации о начале государственного бюджетного финансирования строительства. Например, о включении проекта в подпрограмму «Железнодорожный транспорт» федеральной программы «Развитие транспортной системы России».

До той поры остается только коллекционировать костыли Белкомура…





Возврат к списку

Для вас

Лента событий

Новости компаний

Для вас

© 2003-2024 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5

Еженедельно отправляем свежий номер
и подборку самых важных новостей