ИЛИМ-Бумага
Подписка на телеграм-канал БК
Подписка на дзен-канал БК

Понедельник, 23 декабря, 2024 14:52

Как в Архангельске стартовала транспортная реформа?


Анастасия НЕЗГОВОРОВА. Фото автора, Алексея Липницкого, Александры Угловой и arhcity.ru | 06.02.2023 18:39:21
Как в Архангельске стартовала транспортная реформа?

В Архангельске стартовала транспортная реформа. Правда, лишь наполовину. С 1 февраля только на половину маршрутов вышел новый перевозчик – компания «Рико», только половина новых автобусов добралась до нас из Белоруссии и Татарстана. И всё оказалось наполовину не так прекрасно, как это предполагалось. Однако позитивные моменты всё же имеются.


Реформа общественного транспорта – событие для Архангельска желанное и долгожданное. В отличие от многих других городов, у нас альтернативы автобусам, по сути, нет: лишь такси или личное авто. А такое удовольствие по карману далеко не всем. Кстати, за последние годы в областном центре количество машин выросло кратно – это тоже можно считать одним из индикаторов работы общественного транспорта.

Рынок автобусных перевозок долгое время был разделён между достаточно большим количеством местных игроков: это и компании покрупнее вроде «Архтрансавто» (имеющего питерские корни), «Автолайн» и небольшие ИП-шники. Управлять этим разношёрстным автобусным «улеем» властям не особенно удавалось, поэтому было принято волевое решение – начать транспортную реформу. Тем более что в конце 2022 года заканчивались контракты с прежними перевозчиками.

bus_arh_1.JPG

В новые договоры включили обязательное приобретение автобусов: больших, комфортных и экологичных. Видимо, чтобы раз и навсегда покончить с пресловутой присказкой «Архангельск – город «пазиков». Нелёгкая доля сделать сказку былью выпала московской фирме «Рико», которая в конце прошлого года перерегистрировалась в Архангельске.

Реформа споткнулась дважды

Старту транспортной реформы с 1 января 2023 года помешала несдача в эксплуатацию газовой заправки, призванной «питать» новые автобусы. «Рико» счёл ситуацию форс-мажором и заявил о готовности выйти на работу лишь с 1 февраля, когда заправка уж точно будет функционировать. Маршруты продолжили обслуживать прежние перевозчики, а количество жалоб от населения стало расти в геометрической прогрессии.

Второй раз реформа споткнулась о проблему с поставкой техники: в Архангельск пришли только 130 из 215 новых автобусов марок МАЗ и «Lotos‑105». Выяснилось это накануне 1 февраля. Хотя уже после январских праздников было очевидно, что автобусы поступают не столь активно, как того требовали достаточно сжатые сроки.

new_blue_bus.jpg

Поскольку заправку всё же ввели в эксплуатацию, старт реформы стал возможен. Но лишь наполовину – автобусов же не хватает. До конца февраля на 12 маршрутах – № 1, 4, 6, 11, 23, 44, 54, 62, 69, 75Б, 75М и 76 – оставили прежних перевозчиков. На остальные тринадцать – № 3, 9, 10, 12, 25, 31, 41, 42, 43, 60, 63, 64 и 65 – с 1 февраля вышел «Рико» на новых низкопольных автобусах. Примечательно, что из списков куда‑то пропала «семёрка», которую также получил новый перевозчик. Сегодня этот маршрут не работает. В городской администрации пояснили, что он возобновит работу в марте. Маршруты № 5 и № 15 не претерпели изменений: договоры с перевозчиком по ним действуют до 2024 года. Аналогичная ситуация и с «островными» автобусами.

«Лестница» порицания

Какими бы ни были причины, но реформа всё‑таки забуксовала на старте. А потому нужно найти ответственных за это безобразие. И тут дело дошло до «лестницы» порицания.

В конце января на необходимость обратить внимание на общественный транспорт главе региона Александру ЦЫБУЛЬСКОМУ указала председатель Совета Федерации Валентина МАТВИЕНКО во время Дней Архангельской области в верхней палате российского парламента.

morev_in_bus.jpgЗатем очередь дошла до главы Архангельска Дмитрия МОРЕВА: его за недостаточный контроль работы подрядчика, занимающегося уборкой улиц от снега, «пожурил» губернатор. Буквально в тот же день Дмитрий Морев заявил о том, что и «Рико» будут выставлены штрафные санкции, однако о расторжении контракта с ним речи не идёт, ведь главная задача – запустить реформу.

«Штрафы предусмотрены контрактом, причём достаточно существенные. Мы их обязательно применим к «Рико». Сумма исчисляется в миллионах руб­лей. А средства, заложенные в бюджете на работу нового перевозчика, в январе и феврале не будут ему выплачены. По крайней мере, по тем маршрутам, которые он пока не обслуживает», – подчеркнул градоначальник.

Бесконечный «переходный период»

Однако лишь предупреждением перевозчика дело не ограничилось. Глава Архангельска публично раскритиковал работу отдела транспорта и связи городской администрации и лично его руководителя Дмитрия АНТОНОВА.

«Только за январь мы получили 743 жалобы от горожан на автобусные перевозки. Это самое большое количество обращений, если смотреть по всем сферам. И я не вижу адекватной реакции от отдела транспорта. Инциденты множатся, а мы как наблюдатели – лишь фиксируем жалобы и ничего не предпринимаем», – подчеркнул Дмитрий Морев.

Чаще всего жители жалуются на невыполнение рейсов, несоблюдение перевозчиками графиков и проезд автобусов мимо остановок.

antonov_nach_tranporta.jpg«Текущая ситуация вызвана переходным периодом. Водителей не хватает: старый состав работников автобусов переходит к новому перевозчику. К примеру, «Архтрансавто» по плану должно ежедневно выпускать на линии 87 автобусов, а в штате всего 105 водителей. С учётом необходимости соблюдения режима труда и отдыха этого недостаточно. Вот такая ситуация», – попытался оправдаться начальник отдела транспорта и связи.

Однако, по мнению главы Архангельска, не стоит списывать все недостатки на переходный период.

«Сколько я работаю в городской администрации, столько и длится этот «переходный период». Да, порой графики соблюдались – выполнялось 92% рейсов. А по некоторым маршрутам на линии выходило всего 50-60% автобусов. Эта «средняя температура по больнице» совершенно не устраивает. Таким подходом к работе я крайне не удовлетворён! Транспортная реформа не поможет, если мы не будем в должной мере контролировать перевозчиков», – подчеркнул градоначальник и предложил Антонову подумать о перспективах его дальнейшей работы.

Голубые краски февраля

И вот полуреформа стартовала. В первый день своей работы в Архангельске «Рико» преподнёс горожанам неожиданный подарок: объявил проезд на маршрутах, которые он обслуживает, бесплатным. На линии наконец пустили новые низкопольные автобусы, добавив голубых красок городским улицам.

От объявления проезда бесплатным соцсети забурлили! Некоторые пассажиры сообщали, что плату с них всё же брали, а билет не выдали. В частности, такая информация касалась маршрутов № 65 и 10. Отмечали и позитивные изменения: удобство новых «голубеньких» по сравнению со старыми «пазиками», опрятность и вежливость персонала, их красивую униформу.

new_blue_bus2.JPG

Действительно, рядом со старыми потрёпанными «пазиками» новые МАЗы и «Лотосы» выглядят как принцы… голубых кровей! Но есть куда более удачные модели низкопольных автобусов, которые уже ездят по Архангельску, в частности, на маршрутах № 5 и 104. Пожилым людям, мамам с детьми довольно сложно забираться в верхнюю часть автобуса, тогда как в нижней в час пик постоянная давка. К тому же сами сиденья достаточно высокие. Под вопросом наличие в салонах USB-розеток, которые ранее анонсировал «Рико». Но это частности.

Сохраняется одна из самых главных проблем: невозможность уехать в утренние и вечерние часы из отдалённых районов города в центр. В соцсетях жители сообщают о пропуске утренних рейсов маршрутов № 31, 10 и 60. Для людей, спешащих на работу, это критично. И когда «голубенький» наконец прибывает, случается давка: все желающие не умещаются даже в новые большие автобусы. Такие перевозки комфортными точно не назовёшь.

«Тёплый приём» или неопытность?

Первый день транспортной реформы не обошёлся без происшествий: их участниками стали автобусы нового и прежних перевозчиков. Одно из ДТП случилось рядом с ТРЦ «Макси». На остановке автобус «Рико» столкнулся с «пазиком» маршрута № 4. Ещё одно происшествие зафиксировано на Троицком проспекте, в районе его пересечения с улицей Шубина. Около остановки друг друга боком задели новый МАЗ и «пазик» маршрута № 1.

dtp_blue_bus.jpg

Есть разные версии случившегося. Одни считают, что это – «тёплый» приём местных перевозчиков, которые вынуждены отдавать рынок московской фирме. Другая версия – неготовность новых водителей работать на дорогах Архангельска. Её подтверждают рассказы жителей города в соцсетях о том, что пассажиры подсказывали водителю автобуса маршрут.

Донастройка реформы

К счастью, на комментарии в соцсетях городские власти и перевозчик всё‑таки обращают внимание. В частности, «Рико» предложил архангелогородцам в своей группе в «ВКонтакте» высказывать пожелания по поводу организации проезда. Схожее сообщение появилось и на страничке градоначальника. Кстати, в начале февраля Дмитрий Морев лично протестировал новые автобусы. Его порадовали чистота и комфорт, парадная форма водителя и автоинформатор, объявляющий все остановки.

«Прошу горожан в комментариях на моей странице или в группе «Открытый Архангельск» написать свои пожелания по совершенствованию графиков движения. Контракты с перевозчиком позволяют нам варьировать расписание, количество рейсов. В частности, уже работаем над улучшением графиков движения маршрутов № 31, 9 и 60», – подчеркнул Дмитрий Морев.

Так что есть надежда, что совместными усилиями жителям, бизнесу и власти реформу всё‑таки удастся донастроить и сделать не половинчатой, а полноценной.

Есть мнение

grevcov__a_hmury.jpgАлександр ГРЕВЦОВ, вице-спикер Архангельской городской Думы:

– У администрации Архангельска есть все основания расторгнуть большинство муниципальных контрактов с недобросовестным подрядчиком и заняться реальной реформой общественного транспорта, а не банальным переделом рынка пассажирских перевозок в пользу московской фирмы. И первый шаг в этой реформе – прийти к осознанию, что доминирующее положение в такой стратегической сфере, как пассажирские перевозки, должно занимать муниципальное предприятие. В противном случае город останется заложником частных компаний, которые будут выкручивать городским властям руки, отстаивая свои интересы.

shiroki.JPGВячеслав ШИРОКИЙ, депутат Архангельской городской Думы:

– В своё время в Архангельске маршруты были «перенарезаны» волевым решением отдела транспорта. Тогда об удобстве граждан никто не думал. Пострадали рентабельные маршруты № 54, 62, 6, 11, 75, 76 в угоду «пятёрке», которая постоянно ходит переполненной, несмотря на то, что на этом направлении работают автобусы среднего класса, а также двум «недомаршрутам» 61/9 и 7у/10. Сейчас же эту систему начали менять, спрашивать мнение людей. Это ценно.

Да, не на все направления вышли новые автобусы, но реформа всё‑таки началась. Уверен, что при грамотной организации работы даже самые нерентабельные маршруты можно сделать весьма прибыльными. К примеру, есть необходимость в разгрузке Обводного канала: с этой задачей может справиться тот же 75‑й. Также есть запрос на возвращение важного для соломбальцев маршрута № 7. Если автобусы будут удобны горожанам, пассажиропоток увеличится, как и рентабельность самих направлений.





Возврат к списку

Для вас

Лента событий

Новости компаний

Для вас

© 2003-2024 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5

Еженедельно отправляем свежий номер
и подборку самых важных новостей