Виктор ОРЕФЬЕВ. Фото Юрия Гнатюка и из архива Лайского судоремонтного завода | 30.05.2022 15:37:22
История Лайского судоремонтного завода по-настоящему уникальна: вехи развития предприятия очень четко рисуют картину того, как развивался судоремонт и формировалось судостроение на Русском Севере. Более того: ретроспектива событий, которые происходили с заводом с момента его основания и до сегодняшнего дня, в полной мере отражает историю всей страны. Пережив разные периоды, предприятие продолжает сохранять верность судоремонтной отрасли, доказывая на собственном примере, что качественная работа востребована во все времена. 30 мая 2022 года заводу исполняется 115 лет.
Колыбель научного флота
В историю судостроения на Севере Лайский судоремонтный завод вписал немало ярких страниц. Он по праву считается колыбелью научно-исследовательского флота страны. Именно здесь было построено первое научное судно «Персей». Шхуне прочили судьбу промысловой, но революция 1917 года не дала сбыться планам местного предпринимателя: недостроенный корабль оказался брошен. Архангельские корабелы за него не взялись. Другое решение приняли судоремонтники Лайского дока. Собрав оборудование с разных пароходов, они создали уникальное судно, которое вошло в состав Полярного научно-исследовательского института морского рыбного хозяйства и океанографии (ПИНРО) имени Н. М. Книповича. Без малого 20 лет «Персей» провел в северных морях, совершив 84 экспедиции.
Когда началась Великая Отечественная война, все суда ПИНРО, включая «Персей», передали Военно-морскому флоту. В первый год войны научное судно помогало защитникам полуострова Рыбачий, снабжая их различным оборудованием. 10 июля 1941 года корабль подвергся налету немецкой авиации и затонул. Команде «Персея» удалось спастись.
Согласно морской традиции, судам нередко присваиваются имена их героических предшественников. На Севере, неся на своей мачте звездный флаг «Персея», ходили по морям новые научно-исследовательские суда «Персей-2» и «Персей-3». Вот так зверопромысловое судно благодаря судоремонтникам Лайского дока сначала оказалось первым научно-исследовательским судном страны, потом защитником Севера, а в настоящие дни – легендарным кораблем, который сыграл далеко не последнюю роль в развитии отечественной науки.
Годы Великой Отечественной стали огромным испытанием и для самого Лайского дока. Более 120 заводчан были призваны на передовую. На их места в док пришли жены и дети. Несмотря на голод, тяготы времени, работа не останавливалась. За годы войны из дока были выведены десятки судов. Среди них – легендарный эсминец «Громкий», спасший арктический караван, ледоколы «А. Сибиряков», «Г. Седов».
Уникальные проекты
В мирное время предприятию пришлось восстанавливать производство и одерживать новые победы в судостроении. Внедрялись современные разработки и применялись новейшие технологии. Так, Лайский завод стал первым, где применили электросварку. Именно здесь были построены первые суда на воздушной подушке. И сегодня в Лайском доке не только ремонтируют суда, но и строят их. Предприятие имеет собственное конструкторское бюро.
По своим проектам на заводе построены буксиры, которым сложно найти конкурентов в Архангельской области. Из дока вышли «Искандер», «Гранит», «Борей», «Пассат» – все они успешно работают в Белом, Баренцевом, Карском морях. Очень многое сделано и по заказам Архангельского речного порта. Благодаря специалистам Лайского дока на Северной Двине работают новые земснаряды, курсируют обновленные пассажирские суда.
«По проектам конструкторского отдела нашего завода строятся морские суда ледового класса. Это уникальные в своем роде проекты, которые объединили накопленный опыт работы на малых реках, в холодных морях с короткой навигацией. Наши суда могут доставлять груз по морю с заходом в мелководье, с последующей выгрузкой на необорудованные берега, что крайне актуально для Севера и Заполярья. Мы строим наплавные мосты, переоборудуем баржи. В последние годы в Лайском доке ремонтируются пассажирские теплоходы, некоторые из них прошли реновацию: созданы комфортные условия для перевозки пассажиров и работы экипажей. Приятно, когда видишь судно на реке и знаешь, что строилось или ремонтировалось оно в Лайском доке», – рассказывает начальник конструкторского бюро предприятия Николай НЕСПАНОВ.
Развивался завод – рос и поселок вокруг него. Лайский судоремонтный завод всегда являлся градообразующим, давая работу поколениям местных жителей, беря на себя решение многих задач и проблем повседневной жизни поселка. Предприятие активно поддерживает социальную сферу, оказывает помощь местной школе и детскому саду, совету ветеранов. На заводе трудятся специалисты из Архангельска, Северодвинска и Приморского района.
Прямая речь
Александр КУЗНЕЦОВ, генеральный директор ООО «Лая-Девелопмент»:
– Лайский док по праву гордится своей историей и трудовыми династиями. Сегодня на заводе трудятся потомки первых работников дока. Наш завод – это совокупность уникальных традиций и современных технологий, которые успешно применяются в работе. В строительстве мы опираемся на опыт и морскую практику капитанов, механиков с многолетним стажем мореплавания в условиях Крайнего Севера. Материалы, которые используем при строительстве флота, отвечают требованиям Российского речного регистра и Российского морского регистра судоходства. Наши судокорпусники, электромонтажники, слесари, токари, сварщики – высококвалифицированные профессионалы с большим опытом работы. Ежегодно специалисты завода выпускают после ремонта десятки судов, в том числе буксиры, пассажирские теплоходы, баржи, наплавные мосты, которые обеспечивают северный завоз, пассажирское сообщение на Северной Двине и доставку грузов в самые отдаленные портопункты Крайнего Севера.
Лайский судостроительный завод – это прежде всего люди, специалисты. А день рождения предприятия – праздник и большое событие для всего поселка Лайский Док, ведь жизнь каждой семьи так или иначе связана с ним. От души желаем всем счастья, крепкого здоровья и новых побед!