ИЛИМ-Бумага
Подписка на телеграм-канал БК
Подписка на дзен-канал БК

Четверг, 7 ноября, 2024 21:39

В Архангельской области подводят итоги «Недели российского ритейла»


Беседовала Дарья ЕМЕЛЬЯНОВА. Фото dvinanews.ru, Ивана Малыгина и Алексея Липницкого | 21.06.2022 10:30:52
В Архангельской области подводят итоги «Недели российского ритейла»

С 6 по 9 июня 2022 года в Москве проходил VIII Международный форум бизнеса и власти «Неделя российского ритейла» – ведущее отраслевое мероприятие в сфере розничной торговли. В нем принимала участие делегация Поморья, включавшая представителей профильного министерства и предпринимателей. Об основных трендах рынка, итогах форума для нашего региона «Бизнес-классу» рассказала министр АПК и торговли Архангельской области Ирина БАЖАНОВА.


Ежегодно на форуме собираются представители федеральных и региональных розничных сетей, сегмента FMCG (товары повседневного спроса), IT и сервисных компаний, поставщиков оборудования, региональных органов власти в сфере потребительского рынка, отраслевых объединений, а также банков и телекома. Организаторами мероприятия являются Минпромторг России и Российская ассоциация экспертов ритейла.

Как напомнила Ирина Бажанова, в 2020–2021 годах из-за ограничений, связанных с пандемией, форум проходил в онлайн-формате. В этом году появилась возможность вернуться к живому общению. Дистанционный формат также сохранился, и в итоге форум стал рекордным по количеству участников – 17 000 человек. В состав делегации Архангельской области вошли представители министерства, администраций Котласа, Коряжмы, Ленского района, архангельские предприниматели.

– Ирина Борисовна, помимо того, что мы все еще «перевариваем» экономические последствия пандемии, в этом году об уходе с российского рынка заявили многие крупные западные компании из сфер ритейла и общепита. Какие самые важные тенденции на потребительском рынке отмечали эксперты форума и насколько они актуальны для нашего региона?

– Деловая программа продолжалась четыре дня, и мы, делегация от Архангельской области, изначально ставили себе задачу посетить как можно больше мероприятий, посмотреть все выставочные стенды, установить новые деловые контакты с представителями разных регионов России. Опыт участия в таких крупных отраслевых форумах показывает, что многое из того, что мы привозим с подобных площадок, может быть успешно адаптировано к нашему региональному рынку. В свою очередь, мы также охотно делимся с коллегами наработанными практиками. Важно, что форум дает возможность напрямую задать вопросы представителям федеральных органов власти, торговых сетей, крупных поставщиков товаров и оборудования.

nedelya_retail.jpg

Как прозвучало на форуме, одна из главных стратегических задача сегодня – развитие отечественных, в том числе местных, брендов. Об этом говорил в своем выступлении и министр промышленности и торговли России Денис МАНТУРОВ. Он отметил, в частности, что многие российские производители используют иностранные названия для своих компаний, считая, что таким образом их товары будут лучше продаваться – до сих пор бытует мнение, что импортные товары лучше. Необходимо этот вектор покупательского поведения изменить, повысить узнаваемость отечественных брендов.

– Ваше выступление на форуме – на региональной секции «Передовой опыт реализации проектов и программ в сфере потребительского рынка» – также было подготовлено в этом ключе?

– Да, тема доклада была в самом тренде, поскольку речь шла об опыте организации фирменной торговли на базе производственных предприятий и ее значении в развитии потребительского рынка Поморья. В Архангельской области сложилось немало брендов местных производителей, которые успешно работают уже много лет. Доля местной продукции в общем объеме товаров в розничных торговых сетях в 2021 году составила 39%, в том числе в федеральных – 15,6%, в региональных – 54,7%.

Кроме того, сегодня многие производители настроены открывать собственные торговые точки, максимально приближенные к покупателю. И если раньше они являлись скорее имиджевой составляющей, то теперь поддерживают экономическую стабильность компании, гарантируют определенные объемы продаж, помогают снизить издержки входа в сеть и уменьшают зависимость от капризов ритейла.

hleb_mag.jpg

В Архангельске, Северодвинске, Котласе и Коряжме функционируют розничные сети «Апрель», «Двинские традиции», «Тили-тесто», «Хлебница», «Ферма», «Мясные продукты», «Фирменный хлеб», «Крендель», «Хлебная лавка», «Пироговая», «Мясные провинции» и другие. Количество таких фирменных магазинов в нашем регионе достигло 220. И это касается как крупных производителей, так и небольших предприятий муниципального уровня.

Отмечу также, что теперь у местных товаропроизводителей стало гораздо меньше проблем с тем, чтобы попасть на полки магазинов крупных торговых сетей: они сами более охотно идут на сотрудничество. Более того – представители федеральных и региональных ТС выражают готовность помогать местным партнерам с продвижением их продукции.

– Какие-то конкретные примеры вы приводили?

– Немало, но более подробно мы решили остановиться на опыте предприятия «Апрель». Напомню, что «Апрель» закупает большую часть сырья для мясного производства у российских партнеров (говядину – в Республике Беларусь). Сырье для производства молочной продукции поступает от нашей «Устьянской молочной компании». В 2020 году предприятием был запущен новый цех по производству хлебобулочных изделий. «Апрель» имеет фирменную розничную торговую сеть – 29 магазинов в Северодвинске, Архангельске и Новодвинске, Холмогорах и Емецке.

aprel_milk.jpg

Мы постарались коротко поделиться примером того, как фирменная торговля ведет к укреплению положения предприятий-производителей, обеспечивая им рынок сбыта, а значит, стабильность и доходность. Правительство Архангельской области заинтересовано в развитии фирменной торговли как одного из факторов повышения благосостояния своего региона.

Кстати, в 2022 году правительство региона поддержало инициативу «Апреля» об открытии производства молочной продукции для детей – такого не территории региона сейчас нет. На первом этапе это будет продукция для малышей (начать ее выпуск планируется уже этим летом), а затем и для ребят дошкольного и школьного возраста. Комиссия Роспотребнадзора осмотрела производство: всем требованиям оно соответствует.

– Сейчас много внимания уделяется поддержке фермеров, популяризации фермерских товаров. Эта тема звучала на площадке «Недели российского ритейла»?

– Очень хорошо, что вы задали этот вопрос! Да, это направление одно из ключевых, и хочу обратить отдельное внимание фермеров Архангельской области: в рамках нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство» Корпорация МСП совместно с властями российских регионов и представителями крупных торговых сетей реализует проект «Фермерский островок». Речь идет об открытии небольших «магазинов в магазине» под одноименным брендом, куда все товары поступают напрямую от производителей, минуя посредников. Эта практика заинтересовала многих участников форума.

Проект пока пилотный, но интересный. Его поддерживают такие крупные федеральные торговые сети, как «Магнит», «Пятёрочка» и др. При этом фермерам не нужно выполнять условия ритейлеров для поставщиков. Совместно с федеральной сетью подбираются локации с достаточным уровнем среднего чека. Этот формат работает по модели кооператива: позволяет собраться вместе нескольким предпринимателям, организоваться так, чтобы не создавать внутреннюю конкуренцию, делить расходы на аренду и т. д. Пилотный этап проекта уже идет.

– Кроме деловой программы, на «Неделе российского ритейла» традиционно подводят итоги отраслевых конкурсов. Уже прозвучала информация о большом успехе архангельского магазина – расскажите подробнее.

– Да, действительно, конкурс «Торговля России», организованный Минпромторгом России, проводился в пятый раз. В 2022 году экспертное жюри рассмотрело 578 заявок на участие, а номинаций предлагалось 11: «Лучший торговый город», «Лучшая торговая улица», «Лучший объект фаст-фуда» и другие. Главная задача конкурса – выявление и популяризация передового отраслевого опыта и лучших практик многоформатной российской торговли.

Gippo_shop-2.jpg

Торговля Архангельской области принимает участие в этом конкурсе ежегодно. В 2022 году победителем в номинации «Лучший магазин» стал магазин «Гиппо» (ИП Жемчугов Н. В.) из Архангельска. Диплом подписан министром промышленности и торговли РФ Денисом Мантуровым.

– В Архангельской области аналогом «Недели российского ритейла» можно назвать торговый форум, который тоже уже стал традиционным. Что планируется на нашем форуме в этом году?

– За годы проведения торговый форум стал знаковым событием в индустрии ритейла в Архангельской области, площадкой для диалога и налаживания контактов. Ежегодно форум посещают более 1,5 тысячи участников из нашей области и других регионов России, что говорит о высоком уровне организации и детальной проработке деловой программы.

В 2022 году форум пройдет в 16-й раз. На авторитетной площадке вновь встретятся представители власти, бизнеса, экспертного сообщества, чтобы обсудить актуальные вопросы, обеспечить установление полноценных связей между всеми организациями и предприятиями отрасли. Напомню, что если традиционно рассматривать потребительский рынок Архангельской области как совокупность трех основных сегментов – розничная торговля, общественное питание и сфера услуг, – то по сравнению с другими бюджетообразующими отраслями здесь занято больше всего активного населения региона, которое обеспечивает свыше 9,2% ВРП.

На нашем форуме после вынужденного перерыва мы также сможем вернуться к очному формату

Y_izbrannoe.jpg





Возврат к списку

Для вас

Лента событий

Новости компаний

Для вас

© 2003-2024 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5

Еженедельно отправляем свежий номер
и подборку самых важных новостей