Артём БОТЫГИН. Фото Алексея Липницкого | 15.04.2016 23:46:40
Просроченное мясо в магазине «Spar» в Архангельске, неправильное хранение овощей и фруктов в «ГИППО», внеплановые проверки в продуктовых магазинах и ресторанах — и это лишь несколько недавних резонансных случаев, после которых возникает закономерный вопрос: «А где Роспотребнадзор был раньше»? Руководитель регионального управления ведомства Роман БУЗИНОВ рассказал «БК», как проходят проверки и кто чаще оказывается среди нарушителей.
Только за последний год в Архангельске произошло как минимум пять громких историй с выявлением нарушений. В сентябре 2015-го Роспотребнадзор приостанавливал выгрузку продуктов в «Фудмаркет» на Логинова, 8: товар в магазин заносили со двора, что «ухудшало условия проживания граждан в ближайших квартирах и создавало потенциальную угрозу для их жизни и здоровья».
В том же месяце региональный надзорный орган приостановил работу ресторана «Север», основанием для проверки тогда стал выпуск телевизионной передачи «Ревизорро» на телеканале «Пятница». Было установлено, что в холодильных камерах ресторана продукция собственного производства хранилась без указания сведений о дате и времени ее выработки, маркировки; работники заведения не соблюдали правила личной гигиены; в помещении кухни водились тараканы; оконные проемы и осветительные приборы были сильно загрязнены.
В марте уже этого года были выявлены нарушения при хранении продуктов питания в ТЦ «ГИППО». Там неправильно хранились овощи, фрукты и рыба. В начале апреля была проведена проверка организации розничной торговли ООО «ТД Интерторг» в торговом центре «Сафари» на ул. Гайдара, 52. В расположенном там супермаркете «Spar» в обороте находилась мясная продукция с истекшим сроком годности.
Последним громким случаем стала проверка в магазине «Сокол» — также по «наводке» телепередачи. По стопам ведущего программы «Магаззино» Роспотребнадзор обнаружил на прилавках «Сокола» просроченное мясо, а также «товары без маркировочных ярлыков и сопроводительных документов, подтверждающих происхождение, качество и безопасность, реализуемой продукции». Кроме того, было установлено, что некоторая продукция готовилась без соответствующих условий, на части товаров отсутствовали ценники.
После выхода в эфир телепрограмм, проверяющих предприятия торговли и общепита, в новостных лентах каждого города сразу появляются новости о нарушениях и грядущих проверках, а в комментариях — претензии к Роспотребнадзору: мол, пока кто-то не укажет на недостатки, его сотрудники и с места не сдвинутся. Некоторые предприниматели с большим облегчением вздохнули б, если бы это действительно было так, ведь телеревизоры приезжают один раз и проверяют всего два-три заведения. К слову, плановые проверки надзорный орган вправе проводить тоже нечасто. Зато неравнодушные граждане этот недостаток компенсируют.
По информации регионального управления Роспотребнадзора, в плане на 2016 год по Архангельской области всего лишь восемь проверок объектов сферы общественного питания и столько же в сфере розничной торговли. При этом за 9 месяцев 2015 года в управление поступило 544 жалобы на нарушения санитарного законодательства и законодательства по защите прав потребителей, касающихся розничной торговли, рынков и предприятий общественного питания. А за весь 2014-й — 532 обращения.
Большая часть магазинов, кафе и ресторанов остается вне контроля, учитывая, что на учете управления Роспотребнадзора по Архангельской области состоит 1271 объект общественного питания и 4602 объекта торговли пищевыми продуктами, включая напитки и табачные изделия (в Архангельске — 548 и 1167 соответственно). Также не стоит забывать, что с недавних пор в отношении малого бизнеса, к которому в основном и относятся такие предприятия, плановые проверки можно проводить только через три года после открытия. Во время этих налоговых каникул на них распространяется презумпция невиновности. До первой жалобы, конечно.
«Законодательно процедура открытия предприятий общественного питания, торговли пищевыми продуктами упростилась. Разрешительный порядок начала работы для них с 1 июля 2009 года заменен на уведомительный, и этот процесс продолжается», — рассказал руководитель регионального управления Роспотребнадзора по Архангельской области Роман БУЗИНОВ.
Несмотря на это и снижение числа плановых проверок, количество выявленных нарушений растет. По нарушениям санитарного законодательства в 2015 году управлением в сфере общественного питания и торговли пищевыми продуктами возбуждены дела по 10 статьям КоАП РФ, вынесено 416 постановлений о назначении административного штрафа.
«Всего было проверено 235 объектов, осуществляющих деятельность в сфере общепита, проведено 303 обследования, в ходе которых выявлено 482 нарушения санитарного законодательства. Объектов торговли было проверено 420, проведено 497 обследований, в ходе которых выявлено 375 нарушений», — отметил Роман Бузинов.
По его словам, больше всего нарушений выявляется в крупных торговых сетях: «Магнит», «Петровский», «Пять шагов», «Дисма», «Сигма», «Пятерочка». В целом в сфере торговли пищевыми продуктами 41,5% нарушений касаются просроченных товаров; 28,7% связаны с несоблюдением правил личной гигиены персоналом, нарушением условий хранения продукции, неудовлетворительным санитарным состоянием помещений и территории организации и 13,3% — с наличием синантропных членистоногих (проще говоря, тараканов) и грызунов.
Чаще всего в прошлом году на «просрочке» попадались кондитерские изделия. Количество забракованных партий сладостей увеличилось сразу вдвое по сравнению с 2014-м: только при проведении контрольно-надзорных мероприятий в отношении ООО «ТТК «Алвер» (оптовый склад в Архангельске) было выявлено почти две тонны «кондитерки» с истекшим сроком годности, находящейся в обороте, или без полной и достоверной информации о товаре. Всего по итогам 2015 года из оборота изъята 531 партия продовольственных товаров общим весом 4,7 тонны.
«Основными причинами забраковки продукции явились: нарушение сроков годности, условий реализации продукции, отсутствие сопроводительной документации, подтверждающей качество и безопасность продукции, маркировки продукции, несоответствие требованиям гигиенических нормативов. В рамках действующего законодательства управление сотрудничает с общественностью и потребителями», — добавил Роман Бузинов.
Обращайтесь, если что.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Сотрудник сети общепита, проработавший в течение четырех лет в шести разных заведениях :
- Если место порядочное, то там и до проверки все по правилам, и наоборот. Я проработал большую часть времени в одной компании. Там было все достаточно прилично, таких мест у нас в городе по пальцам пересчитать. Каждый день — утром, днем и вечером — повар должен проводить свою собственную проверку. Всегда стоит маркировка на продуктах, особо выделены потенциально опасные — за которыми нужен особый контроль, например, «охлажденка» и так далее. В любое время может прийти проверка (люди самой компании), которая штрафует сотрудников, если что-то не в порядке. Само собой, такие правила мотивируют. И так во всем: руки мыть с раствором после туалета/курения/приемки товара/смены рода деятельности, в начале смены производится обработка столов, ножей, поверхностей. Регулярная уборка туалетов, списание продукции, которая уже не годится. В общем, там все завязано на материальной ответственности, даже за каждую минуту опоздания тикает счетчик. Зато когда приходит настоящая проверка, особо напрягаться не приходится, так как каждую неделю проводится генеральная уборка (для сведения: по санитарному минимуму на предприятии она должна проходить раз в две недели). Все остальное зависит уже от самого сотрудника, от его побуждений и чистоплотности — даже в хорошем заведении отдельный человек может все испортить.
Но таких мест достаточно мало, я много где работал один-два дня, все время возвращался обратно, так как очень тяжело привыкать к убогому отношению ко всему, что свойственно для большинства наших кафе. К сожалению, когда приходит проверка, даже самые неухоженные места стараются прибрать. Бывает, повара ночуют там — я и сам как-то раз полночи мыл кухню.
С другой стороны, как бы ни старался персонал, микробы все равно будут, потому что места для работы, как правило, не достаточно. У заведения может быть только разрешение для приготовления готовой продукции типа гамбургеров, а на самом деле там готовят рибай, суши или пиццу. Это делается, чтобы экономить на налогах, поэтому, когда приходит проверка, там может не оказаться вообще ничего, кроме плиты и булок: все вынесут, даже мангал — и такое было.
Еще есть один момент: когда отключают воду, кафе должно закрываться. Но многие этого не делают. Я бы не рекомендовал ходить в такое время, хотя у меня сложилось впечатление, что людям все равно или у них отсутствует логика. Как в такие моменты моется посуда, лучше не видеть никогда.