Артем БОТЫГИН | 15.05.2015 08:32:44
Стратегию развития торговли ждут глобальные изменения — переориентация с крупных сетей на поддержку многоформатных торговых точек. Об этом заявляют руководители профильного министерства правительства области. По оценкам заместителя министра Ирины БАЖАНОВОЙ, на этом рынке в регионе сейчас наиболее актуальны три главные проблемы: избыток торговых площадей в городах, в среднем невысокая квалификация кадров и поиск аналогов товаров, попавших под антироссийские санкции.
Продолжающийся процесс импортозамещения повлек за собой и рост цен, и ротацию производителей товаров. Неизменным остается одно: на тысячу жителей Архангельской области приходится почти в два раза больше торговых площадей, чем это необходимо по принятым для отрасли нормативам. Так обстоят дела в Архангельске, Северодвинске и Коряжме. В Котласе этот показатель превышен в 3,5 раза.
«Парадоксально, но потребности населения при этом мы не удовлетворяем. Здесь очень важна роль муниципалитета: при выдаче разрешения на строительство торговой точки нужно учитывать возможность размещения в ней магазина продовольственных товаров, парикмахерской или мастерской по ремонту обуви — в небольших городах все это очень трудно найти. По-прежнему есть населенные пункты, где предприятия торговли отсутствуют совсем. Если мы хотим сохранить магазины в глубинке, часть затрат предпринимателям необходимо возмещать. Деньги на эти цели ежегодно выделяются: из областного бюджета — порядка 2,5 млн рублей, из местных суммарно — 3 млн», — рассказывает Ирина Бажанова.
Самые востребованные сегодня форматы розничной торговли – магазины шаговой доступности, занимающие 41% рынка, и супермаркеты (40%). Значительно сдали позиции рынки (10%) и магазины эконом-класса (9%).
Об уникальности ассортимента говорить не приходится, и зачастую ключевым конкурентным преимуществом торговых точек являются квалифицированные сотрудники.
«Сейчас ритейл борется за качественный персонал, которого в нашем регионе остается все меньше. Мы находимся в демографической яме — это следствие 90-х годов. Каждый восьмой житель Архангельской области старше 65 лет. Исследования показывают, что к 2016 году на пять специалистов отрасли, уходящих на пенсию, придется только один новый работник. Продавцы — профессия номер один по востребованности на рынке труда. От претендентов на вакансии даже не требуют соответствующего образования. Они понимают, что можно и не учиться, а в случае излишних претензий просто сменить работодателя», — рассуждает бизнес-эксперт Мария ПОЖАРСКАЯ.
В условиях кризиса размер зарплаты стал одним из главных критериев выбора места приложения сил — статус, надежность торговой компании отходят на второй план, отмечает директор кадрового агентства «ИНКА» Светлана СВИРИДА. Но бесконечно поднимать зарплаты при уменьшении эффективности и качества кадров предприниматели тоже не хотят. По мнению Ирины Бажановой, многие бизнесмены понятия не имеют, что лучше делать в такой ситуации. Они заказывают в кадровых агентствах курсы обучения и тренинги, но чаще всего это никак не стимулирует сотрудников к профессиональному росту.
По статистике, представленной министерством в СМИ, с января по май 2015 года цены на многие группы продовольственных товаров выросли на 2-10% - эта информация больше всего волнует потребителей. Рыба подорожала почти на 20%, лук, капуста и морковь — на 50 - 70%.
В первую неделю мая наблюдались другие тенденции: почти на 3% стала дешевле свинина, мясо птицы — на 1%, яйцо — на 3,2%, сахар — почти на 4%, соль и пшено — на 2 и 3% соответственно, ставшая резонансным индикатором греча — на 2%.
Однако спрос, даже на основные продукты, продолжает падать. Вернуть былой «средний чек» ритейлеры надеются за счет новых товаров. Последняя «фишка» — недорогие яблоки из Приднестровья по 59,90 рубля за килограмм. К слову, средняя цена на яблоки в области все равно на 20-30 рублей выше, чем до введения «антисанкций».
Ввозные фрукты одними из первых попали под запрет. Как сообщают представители министерства, в магазинах региона осталось лишь два импортных сорта яблок вместо семи-десяти. На смену «прозападным» польским пришли «лояльные» из стран Латинской Америки и «патриотичные» — из Крыма. В рамках меморандума о торгово-экономическом сотрудничестве между Архангельской областью и Приднестровской Молдавской Республикой ведутся переговоры о дополнительных поставках источников витаминов. В республике выращивают клубнику, черешню, вишню, нектарины, персики, абрикосы, сливы и виноград.