ИЛИМ-Бумага
Подписка на телеграм-канал БК
Подписка на дзен-канал БК

Среда, 25 декабря, 2024 05:38

Денег нет, но вы платите. Как торговые центры Архангельска выживают без арендаторов?


Рина КОСТИНА. Фото Алексея Липницкого и из архива «БК» | 06.05.2020 11:11:49
Денег нет, но вы платите. Как торговые центры Архангельска выживают без арендаторов?

Рынок коммерческой недвижимости в России заболел коронавирусом. В архангельских торговых центрах действует не более 20% площадей, а некоторые ТЦ полностью закрыты. Местные девелоперы не лелеют надежды на быстрое выздоровление экономики и всеми силами стараются поддержать арендаторов – свой главный источник дохода. Предприниматели говорят, что этот бизнес штормило всегда, но сейчас игроков может выкинуть за борт. 


Острый кризис экономики, вызванный введением «противовирусных» ограничительных мер, накалил отношения между арендаторами и владельцами коммерческой недвижимости. Резкое снижение потребительского спроса может вызвать цепную реакцию: банкротство ритейлеров и рестораторов повлечет за собой убытки девелоперов. 

В этой ситуации государство разрешило бизнесу не оплачивать аренду своих помещений до 1 октября 2020 года и возвращать накопившийся долг до конца 2022-го (постановление Правительства РФ от 03.04.2020 № 439). Однако предприниматели такую поддержку не оценили – рано или поздно заплатить все равно придется. 

Сплошная экономия

С введением ограничительных мер закрылись магазины одежды, обуви и кожгалантереи, книжные отделы, фитнес-клубы, кинотеатры, детские развлекательные зоны, кафе и рестораны. Ограничения распространяются на всех – от федеральных операторов до местных предпринимателей. В ТРК «Европарк» на данный момент открыто для покупателей около 10-15% отделов: магазины с товарами первой необходимости, пункты выдачи, а также рестораны, работающие на доставку.

Как отмечает Виктор АВГУСТИН, генеральный директор ООО «Регион», владеющего зданием бывшей швейной фабрики, объем доходов от аренды помещений упал в 2-3 раза. Выжить теперь можно, считает владелец «швейки», только за счет жесткой экономии: «лишних» людей уволить, ремонты прекратить и подождать улучшения ситуации. 


Резкое снижение потребительского
спроса может вызвать цепную реакцию:
банкротство ритейлеров и рестораторов
 повлечет за собой убытки девелоперов. 

Экономить по максимуму теперь приходится и ООО «Титан Девелопмент» (торговые центры «Светлана», «Титан Арена», ЦУМ). Центральный универмаг закрыт полностью. В остальных коммерческих зданиях компании работает не более 10% площадей: продуктовые магазины, аптеки, операторы сотовой связи, стрит-фуд навынос и отделы, торгующие товарами первой необходимости. 

Если федеральные сети, например «Детский мир» и «М.Видео», по-прежнему работают, несмотря на резко сократившийся трафик, местный бизнес не может себе этого позволить. Как отмечает генеральный директор «Титан Девелопмент» Ирина ФРОЛОВА, даже имея право торговать во время режима повышенной готовности, небольшие отделы стоят закрытыми. Выручка в опустевших сейчас торговых центрах не покрывает затраты на зарплату персонала и аренду. 

frolova_irina.jpgСводить концы с концами с трудом получается и у самого девелопера. «Выручка ООО «Титан Девелопмент» полностью зависит от предоставления в аренду коммерческой недвижимости, – говорит Ирина Фролова. – Поэтому нам сейчас тяжело. Держимся за счет офисных помещений. Но это все равно не закрывает наши расходы полностью. Часть персонала отправлена в простой и получает две трети от оклада, так как объекты закрыты. При этом мы понедельно вызываем одних работников на работу, а других отправляем на вынужденные выходные, чтобы в итоге все получили более-менее нормальную зарплату. Мы понимаем свою социальную ответственность за сотрудников».

Для экономии средств «Титан Девелопмент» консервирует часть объектов, максимально сокращая расходы на их обслуживание. В частности, в «Титан Арене» остановлены эскалаторы и растоплен лед на катке – его содержание очень энергозатратно. Во всех торговых центрах отключено «лишнее» оборудование. 

Своих не бросаем

Сидя «в одной лодке», владельцы коммерческих помещений и арендаторы сегодня пытаются урегулировать отношения самостоятельно и договориться о новых правилах игры без участия государства. Например, «Титан Девелопмент» ввел арендные каникулы и снизил ставку до суммы коммунальных платежей для арендаторов, не имеющих права работать во время режима повышенной готовности. 

titan_arena_2015.jpg

«В ЦУМе вообще не берем арендную плату сейчас, – рассказала Ирина Фролова. – В «Титан Арене» – только коммунальные платежи. Такой режим будет действовать, пока не сняты ограничения для работы. Задушить можно любой бизнес, особенно местный. Я считаю, что в этой ситуации нужно его обязательно поддержать. Мы понимаем, что вряд ли получим прибыль в этом году, но по крайней мере сделаем задел на будущее: арендаторы будут с нами сотрудничать на долгосрочную перспективу. Мы думаем о завтрашнем дне, а не только о сегодняшнем».

Скидку пострадавшим от эпидемии коронавируса арендаторам предоставил и владелец «швейки» Виктор Августин – на своих условиях. Компании могут оплачивать лишь половину стоимости аренды, но ежемесячно и в срок. А могут воспользоваться отсрочкой, «подаренной» государством, но тогда платить придется «по полной». 


Сидя «в одной лодке», владельцы
коммерческих помещений и арендаторы
сегодня пытаются договориться
 о новых правилах игры
 без участия государства. 


ТРК «Европарк» договаривается с арендаторами на оплату только эксплуатационных и коммунальных платежей, без которых поддерживать работоспособность основных систем торгового центра невозможно. Компания серьезно пересматривает все статьи расходов, оптимизирует бизнес-процессы и договаривается с поставщиками и подрядчиками об отсрочке платежей.

evropark_tc.jpg

«Мы как арендодатели прекрасно понимаем, что из кризиса нам необходимо будет выходить вместе, поэтому идем навстречу, – говорит представитель ТРК «Европарк» Елена ОСТАПЕНКО. – На данном этапе очень сложно спрогнозировать, насколько изменится после окончания ограничений трафик в ТРК, покупательная способность и спрос, поэтому все договоренности пока сводятся к краткосрочной перспективе».

Помогать своим арендаторам «Европарк» планирует и после окончания режима повышенной готовности, исходя из индивидуальной ситуации каждого оператора. «Будем идти на точечные меры поддержки для постепенного, плавного выхода из кризиса, ведь мы как никто заинтересованы в дальнейшем развитии наших арендаторов, от которых зависят наши поступления», – добавила Елена Остапенко. 

НевесЁлые прогнозы

Девелоперы Архангельска солидарны во мнении, что экономике понадобится как минимум полгода, чтобы выйти из этой сложной ситуации. И это еще самый позитивный сценарий. Если торговые центры полностью откроются только к лету, многие операторы уйдут с рынка.

«Я не вижу будущего в стране в ближайшие 20-30 лет, – заявил Виктор Августин. – Вирус просто обнажил те проблемы, которые и так были. Стало понятно, кто что делает и кто за кого стоит. Из нас хотят сделать экономических рабов. Сделать нас маленькими и никому не интересными. Лично для меня последствия этого кризиса такие: надо все продать и уехать отсюда, куда глаза глядят». 

Менее категорично рассуждает Ирина Фролова: последствия кризиса хоть и весомые, но преодолимые. Арендаторы, торгующие одеждой (таких в торговых центрах «Титан Девелопмент» большинство), «просели» с коллекциями: не успели распродать весеннюю, а уже надо закупать летнюю и осеннюю. 

«Я не уверена, что все смогут выжить в сегодняшней ситуации, – констатирует Ирина Фролова. – Но кризисы, задевающие коммерческую недвижимость, у нас случаются каждые пять лет. Нам не привыкать. Арендаторы все равно вернутся. Уже сегодня нам звонят федеральные сети и спрашивают о свободных площадках. Кто-то думает, как выжить, а кто-то ищет новые места для развития в будущем». 


«Вирусный» коллапс заставит
 малый и средний бизнес
пересмотреть свою политику,
изменить формат работы,
 уйти в онлайн. 


Рискуют уйти с рынка те, у кого нет на случай кризиса «подушки безопасности», говорит Елена Остапенко. «Вирусный» коллапс заставит малый и средний бизнес пересмотреть свою политику, изменить формат работы, уйти в онлайн. 

«Но торговые центры как площадка для офлайн-торговли еще долго не потеряют популярности среди людей, так как определенная часть населения просто не привыкла и не сможет быстро перестроиться на онлайн-покупки, – продолжает Елена Остапенко. – О перепрофилировании магазинов в пункты выдачи интернет-заказов говорится уже давно, возможно, кризис этому поспособствует, но сейчас торговый центр по большей части ассоциируется у людей не только с местом для покупок, но и с местом встреч, времяпрепровождения и развлечений».

28 апреля в очередном обращении к россиянам президент Владимир ПУТИН назвал новую дату окончания режима ограничительных мер – 12 мая. В середине весны бизнес начнет возвращаться к жизни. Тогда же станет ясно, насколько коронавирус ударил по предпринимателям. 





Возврат к списку

Для вас

Лента событий

Новости компаний

Для вас

© 2003-2024 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5

Еженедельно отправляем свежий номер
и подборку самых важных новостей