Текст: Наталия ЛИЧКОВА. Фото: www.gdb.rferl.org | 30.09.2011 03:31:29
Прекрасное время неуправляемого web 2.0 проходит. Пропаганду, манипулирование теперь освоила и Сеть. Социальные сети, блоги, видеоподкасты выступают площадкой для распространения информационных вирусов, которыми не пренебрегают пиарщики. О том, как меняются функции Всемирной паутины, наш разговор с заведующим кафедрой связей с общественностью факультета журналистики СПбГУ, профессором, доктором социологических наук Дмитрием ГАВРОЙ.
- Дмитрий Петрович, во многих регионах СМИ находятся на поводке у власти. Между тем реальность в корне отличается от сообщений пресс-служб и прикормленных СМИ. Не влияет ли это отрицательно на репутацию власти, особенно накануне выборов?
- Доверие к власти вовсе не определяется тем, что пишут в газетах. Поэтому прямой связи между лакировкой действительности в СМИ и имиджем государственной власти я не вижу. СМИ выполняют, пожалуй, единственную важную функцию – информируют граждан, не имеющих доступа к Интернету, мобильной телефонии. Да и когда парламентская оппозиция вертикально также структурирована, вообразить, что какая-то смелая газета в конкретном пупкинском районе будет бороться с отдельными недостатками, на мой взгляд, совершенно нереалистично.
Но вспомним выход молодежи на Манежную площадь под крайне опасными радикальными и неприятными лозунгами. В СМИ информация шла исключительно фильтрованная, и тут же количество запросов в Интернете «Манежная площадь», «Егор Свиридов» зашкалило. Инструменты web 2.0 – социальные сети, блоги, видеоподкасты выступают ключевым инструментом в получении той или иной информации.
Другое дело, что любое вооружение рождает броню, любой газ рождает противогаз. Так и тут: регионы, компании учатся использовать социальные сети, чтобы незаметно влиять на интернет-сообщество. Блоггеры-лидеры, c подпиской по пять-восемь тысяч человек, - конкретные люди со своими потребностями и интересами. C ними можно договориться, и с ними договариваются. Придумывают флоги - фейкблоги, фальшивые блоги, на которых посредством подставного персонажа вбрасывают информационный вирус. Прекрасное время неуправляемого web 2.0 проходит. Пропаганда, манипулирование теперь освоила и Сеть.
- Насколько эти методы манипулирования эффективны?
- Вопрос эффективности заключается в том, сколько у заказчика ресурсов, чтобы управлять общественным мнением. Управлять на 100% нельзя. «Можно дурить головы немногим людям длительное время, многим – недолгое время, но многим и долго дурить головы невозможно», – сказал один неглупый американский президент.
Однако есть инструменты, позволяющие анализировать потоки в Сети, я имею в виду не только сервис «Яндекс блоги», но и более сложные программные продукты, из которых становится понятно, где есть узлы формирования общественного мнения. Уверяю вас, технологическая мысль не стоит на месте, и порой, читая пост какого-то блогера и восхищаясь: «О, как жжет автор!» - мы, сами того не замечая, распространяем вирусный контент, порожденный не этим конкретно блогером, а какими-то толковыми технологами, занимающимися управлением общественным мнением.
- Как вы считаете, использование блогов, ЖЖ делает власть и тех, кто в нее стремится, открытыми или, наоборот, является более совершенным инструментом манипуляции, имитирующим публичность политиков?
- Любые технологии могут быть использованы во благо: в Эстонии при помощи электронных технологий власть стала «ближе» к людям. Так же обстоит дело в Дании или Голландии. Пример Китая говорит об обратном. Применяемый с умом, Твиттер может стать и будет инструментом манипулирования. Но в то же время я не согласен, что с увеличением использования интернет-технологий мы получим еще более манипулируемое общество – это преувеличение пессимистов.
Даже неспециалисты могут отличить - сам человек ведет блог или же целая команда. Никакие технологии не способны скрыть индивидуальные черты личности чиновника, будь то открытость или закрытость. Наличие страницы в ЖЖ еще не говорит о публичности, открытости или искренности политика. Об этом нельзя судить и по количеству записей в твиттере. Сымитировать близость к людям в Интернете довольно непросто. Хотя возможно. Тем не менее пионеры этого движения среди губернаторов - Никита БЕЛЫХ и Дмитрий ЗЕЛЕНИН - вели дневники от души и даже сейчас смотрятся вполне демократичными. Вспомним хотя бы «кремлевского червяка» от Зеленина.
- Дмитрий Петрович, у толковых губернаторов по определению не может быть времени вести интернет-страницы лично. И все же: губернатор будущего сам пишет в соцсетях или же он делегирует это право?
- Куда же ему деться, если президент призывает пользоваться интернет-технологиями и социальными сетями, в противном случае – грозится найти губернатору замену. Контроль наличия или отсутствия блога и частоты его обновления становится инструментом управления и означает осознанную необходимость губернатора поддерживать этот формат своей публичной активности. Понятно, что администрации президента нелегко контролировать уровень безработицы в регионах, качество жилья, дорог, продуктов питания, эффективность инвестиций. Контролировать все это – большой аналитический труд. А как часто обновляется твиттер губернатора - контролировать легко.
Но, думаю, эйфория пройдет. Вряд ли самые эффективные губернаторы США, главы провинции унитарной Франции либо руководители графств Великобритании обновляют твиттер 15 раз в день, и это не мешает им быть хорошими менеджерами своих территорий. К тому же блог губернатора стоит денег – его надо поддерживать: делать хостинг, обновлять. А дальше анализируем: если у блога губернатора один главный читатель – руководитель информационного управления администрации президента, возникает вопрос о цене контакта.
Зачем тратить ресурс на аудиторию, читающую твиттер, но не голосующую, когда можно перед выборами купить по кило сахара и банке шпрот сельским пенсионерам? Ведь на сегодня именно они, а не население планеты «Интернет» определяют результат выборов. Имеет ли смысл в электоральных процессах тратить ресурсы на поддержку стимулятора присутствия политического лидера в социальной сети? Для Барака Обамы имеет несомненно. А нам еще двигаться в этом направлении.
- Будущие победы в политических схватках будут принадлежать тем, кто раздает консервы и конфеты, или же тем, кто не боится открыто общаться в Сети?
- Еще задолго до эры Интернета и Фейсбука территориальные социальные сети работали на выборах. Ведь в базе социальная сеть – это горизонтально организованное сообщество людей, которые знают друг друга лично и между которыми есть доверие.
В книге Марио Пьюзо «Крестный отец» рассказывается о подобной социальной сети. Только выросшей на другой культурной основе за океаном. Иными словами, это сеть взаимопомощи и поддержки. Кандидат в депутаты помог кому-то, этот кто-то рассказал своим друзьям Вконтакте и т.д. Понятно, что сегодня реальной сетевой коммуникации без Интернета не обойтись, но и кампания, полагающаяся только на фейсбук, вряд ли может рассчитывать на грандиозный результат.
- Вот пример в тему: блоги архангельского губернатора Ильи Михальчука и министра Романа Балашова неплохо наполняются. Но может ли блог изменить в корне сложившуюся репутацию региона?
- Архангельской области надо, прежде всего, уходить от образа «медвежьего угла». Уехал последний мигрант с рыбным обозом Михайло Ломоносов (ну Вешняков еще, посол России в Латвии), и все остальное мхом поросло. Этот имидж надо менять. Очевидно, что один ютубовский аккаунт бессилен, но комплексная кампания в социальных сетях вполне результативна.
В Вологодской области три человека придумали историю про Деда Мороза и крутят в Вологде и Устюге поток туристов: письма, дети, интернет-портал, аккаунты, Дед Мороз отвечает в твиттере. Придумайте, Архангельская область – родина Кощея Бессмертного, Бабы Яги или Кикиморы. И найдите этого Кощея.
- Судя по количеству критики власти в блогосфере, на думских выборах оппозиционные партии будут в фаворе, если, конечно, недовольные пойдут голосовать. Блог Прохорова, пожалуй, стал самым читаемым среди блогов политиков… Благодаря интернет-активности, может ли в нашем обществе возникнуть оппозиционная партия, инициированная снизу? Реальная политическая сила, которую не Cурков придумает.
- К сожалению, если это случится, то это будет националистическая партия. Более или менее радикальная. Если менее радикальная, у нее шансов будет больше. В любом случае эта история, с моей точки зрения, опасная.
ДОСЬЕ
Гавра Дмитрий Петрович
Заведующий кафедрой связей с общественностью факультета журналистики СпбГУ, профессор, доктор социологических наук. Лауреат Премии Правительства РФ в области печатных СМИ за 2008 год. В 2009 году получил Премию Правительства РФ в области печатных СМИ за подготовку высококвалифицированных кадров для средств массовой информации и разработку типологической модели современных российских СМИ. Победитель международного конкурса в области имиджелогии «Имидж-директория» (2009 г.). Лауреат Уральского конкурса в области связей с общественностью «Белое крыло» (2009 г.). Финалист конкурса IPRA-Proba Golden World Awards (Лучшая PR-кампания в Интернете) (2009 г.).