ИЛИМ-Бумага
Подписка на телеграм-канал БК
Подписка на дзен-канал БК

Воскресенье, 17 ноября, 2024 08:16

Патентное право: сколько стоит «держать марку»?


Дарья ЕМЕЛЬЯНОВА. Фото: Алексей Липницкий | 30.08.2013 06:16:50

Десять лет назад, в сентябре 2003 года, областная научная библиотека имени Н. А. Добролюбова взяла на себя нестандартную функцию - регионального патентного бюро. С тех пор при ее содействии зарегистрировано 86 товарных знаков, включая такие известные, как «Водник», «Акварель», «Северный бекон», «Маргаритинская ярмарка», «Снежок» и т. д., выдано 66 патентов на полезные модели и изобретения — от загадочного для неспециалистов ингибитора коррозии металлов до носков с кнопками.


До перестройки в большинстве крупных организаций области — в машиностроении, ЛПК, в Архангельском порту, Северном морском пароходстве и других — существовали собственные патентные службы. Добролюбовка начала заниматься сбором и предоставлением всей информации по этой тематике еще в 1965 году. Когда страна стала приходить в себя после неразберихи 90-х, возник вопрос: насколько актуальны накопленные сведения и как можно их использовать?

Как выяснилось, многие предприятия хоть и ликвидировали профильные подразделения из-за финансовых трудностей, по-прежнему активно патентуют разработки, появился интерес к этим услугам и со стороны малого и среднего бизнеса. Центр патентно-технической информации в библиотеке открыли при содействии областной администрации и Роспатента.

Чтобы получить патент на изобретение или зарегистрировать торговый знак, уже давно не надо ездить в Москву, однако, как ни странно, до недавнего времени мало кто об этом знал. По-настоящему активная жизнь в центре началась только в 2008 году, когда вступила в силу 4-я часть Гражданского кодекса РФ, регулирующая отношения в сфере интеллектуальной деятельности.

«За два первых года работы мы помогли оформить всего около десяти товарных знаков и одну полезную модель. Тогда Архангельская область занимала последнее место по количеству таких заявок в Северо-Западном федеральном округе. Сейчас наш регион вышел на вторую строчку — сразу после Санкт-Петербурга и Ленинградской области, — рассказывает руководитель центра патентно-технической информации Татьяна КУЛИШ (на снимке). — При этом если раньше к нам обращались в основном архангелогородцы и северодвинцы, то теперь есть заявители из Яренска, Вельска, Верхней Тоймы, Плесецка, Мирного, Котласа и других городов. Самый большой спрос — на регистрацию торговых марок. Что касается запатентованных изобретений, практически все они приносят авторам реальные деньги». 

Услугами центра пользуются и предприятия уровня «Севмаша» и «Звездочки» («Звездочка», в частности, не так давно запатентовала оригинальное устройство для нанесения наружной и внутренней резьбы), и предприниматели-изобретатели.

«Все вещи очень интересные, — продолжает Татьяна Кулиш. — Сложно в двух словах объяснить, как действует, скажем, устройство для размагничивания труб или ингибитор коррозии металлов, но могу привести и более понятные примеры. Возникла у человека идея,  как постирать в машине большое количество носков так, чтобы пары не перепутались: он запатентовал элемент крепления — кнопку. Другой автор создал полезную модель из обычной совковой лопаты: дополнил инструмент специальным механизмом с педалью, чтобы быстрее и прилагая меньше усилий копать ту же картошку».

Складной деревянный модуль для строительства домов запатентован несколько лет назад инноватором из Архангельска Александром НОВОГРЕНКО.

«Такие дома уже стоят: теплые и - самое главное - доступные по цене. Насколько я знаю, технологией заинтересовались в Финляндии. А ведь начиналось все не очень хорошо: был у этого автора очень неприятный инцидент, связанный с получением патента», — отмечает Татьяна Кулиш.

До обращения в региональный центр автор работал с частной организацией, где ему пообещали оказать полный комплекс услуг по регистрации изобретения. Но когда пришли документы из Роспатента, оказалось, что в авторы вписан «патентный поверенный» — предприниматель, сотрудник той самой фирмы. Впоследствии он заявил, что претендует на 40% дохода. Полностью восстановить свои права изобретатель смог только через суд.
«Судебная практика у нас, к счастью, невелика, — добавляет Татьяна Кулиш. — Был еще спорный случай: Устьянский ликероводочный завод стал выпускать водку под названием «Севмашка». Руководству Севмаша это не понравилось. Подключилось Архангельское УФАС. К сожалению, здесь ничего сделать было нельзя. Формально, по международной классификации товаров и услуг, эти товарные знаки зарегистрированы в разных классах, а значит, нет и нарушения закона».

«Держать марку» — удовольствие недешевое. В 2012 году, после вступления России в ВТО, пошлины на услуги патентования значительно увеличились. За выдачу свидетельства о регистрации товарного знака (на 10 лет), к примеру, придется заплатить 16 200 рублей, а до этого еще 2700 за прием заявки, 11 500 - за экспертизу и т. д. Для изобретателей пошлины остались сравнительно низкими.

«Стоимость услуг вырастает в разы на уровне частных патентных бюро: это тот же бизнес, владельцы которого сами устанавливают прейскуранты, — рассуждает Татьяна Кулиш. — Мы все делаем бесплатно, за исключением оформления заявок по договорам. Как бы то ни было, расходы на регистрацию товарного знака или изобретения почти всегда оправдываются. Имея патент, в частности, гораздо легче отстоять свои права, доказать факт недобросовестной конкуренции. Если вы когда-нибудь решите продать бизнес, этот нематериальный актив тоже будет иметь цену. Товарный знак – основа фирменного стиля, свидетельство высокого качества продукции, но, незарегистрированный, он очень уязвим, сколько бы денег вы ни вложили в «раскрутку».

24-25 сентября в центре будет проводиться очередная, тоже бесплатная для всех желающих конференция с участием ведущих специалистов и главных государственных экспертов Роспатента: речь пойдет о нововведениях в сфере правовой охраны и использования результатов интеллектуальной деятельности.
Консультацию патентоведа можно получить и на сайте центра. Кстати, он пользуется популярностью даже среди пользователей из Израиля, Украины и Белоруссии, не говоря уж про другие российские регионы, включая Москву.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Юлия ПОПОВА, руководитель мастерской «Архангельский пряник»:

— Защита авторских прав, в данном случае на товарный знак, — одна из составляющих  цивилизованного ведения бизнеса. Я выбирала между несколькими организациями, оказывающими услуги по патентованию, и в итоге решила обратиться именно в Добролюбовку: расценки оптимальные, список клиентов впечатляет. Хорошо знаю свою нишу на рынке, и уже отмечаю, что вслед за нами стали появляться различные «архангельские пряники» или «прянички» — кто знает, какого качества эта продукция и не повредит ли это моей репутации? Имея патент, в случае необходимости могу обратиться и в суд.  Кстати, примерно через месяц после того, как я его получила, пришло предложение от одной германской фирмы — защищать мою торговую марку на европейском рынке. Пока нам бы внутренний «осилить», но было очень приятно.





Возврат к списку

Для вас

Лента событий

Новости компаний

Для вас

© 2003-2024 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5

Еженедельно отправляем свежий номер
и подборку самых важных новостей