Татьяна ПОТАПОВА | 02.08.2013 06:03:22
Именно такой будет начальная цена выкупа земельных наделов, мешающих реконструкции трассы М-8 на участке Архангельск - Северодвинск. Сносу подлежит два десятка частных усадеб в деревне Малое Тойнокурье и поселке Цигломень общей площадью почти 16 га. Владельцы хоть и не желают расставаться с обустроенными за много лет земельными участками, но с федеральной властью больше не спорят. По закону все четко: не отдашь сам - выкупят по суду.
Масштабную реконструкцию участка федеральной трассы М8 Архангельск - Северодвинск планируется начать в 2015 году. Согласно проекту здесь появится современная четырехполосная дорога с полосой отвода для автомобилей и двухуровневой развязкой в районе п. Цигломень. Предусмотрено устройство наружного освещения, установка металлических ограждений по разделительной полосе и вдоль обочины. Красоту планов омрачает только необходимость сноса частных владений, расположенных в полосе отвода будущей автотрассы. Сейчас власти пытаются договориться с людьми по-хорошему, прошло уже несколько публичных слушаний. Впрочем, отказ добровольно расставаться с землей не сможет помешать началу строительства, подчеркнул на встрече с жителями Цигломени главный инженер проекта, представитель проектной организации ОАО «ГипроДорНИИ» Дмитрий МАРИНЕНКО.
«Если компромисс с владельцами земельных участков найти не получится, точку в деле поставит суд. По существующему законодательству земельные участки изымаются у собственников для федеральных нужд независимо от их согласия, при условии, конечно, предоставления компенсации», - пояснил он.
Жители поселка Цигломень на публичных слушаниях, в отличие от соседей из деревни Малое Тойнокурье, уже не пытались яростно отстоять свои участки. Шансы на победу они оценили заранее. Правда, сомнения в целесообразности строительства столь огромной двухуровневой развязки все же выразили.
«В районе поселка Цигломень расположен самый оживленный перекресток на всей Северодвинской трассе, с учетом интенсивности и аварийности участка здесь просто необходимо строить именно двухуровневую развязку, - пресек возражения Дмитрий Мариненко. - Уже сегодня интенсивность движения на перекрестке превышает 22 тысячи автомобилей в сутки, а в перспективе она вырастет до 37 тысяч. По строительным нормам и правилам мы обязаны устанавливать двухуровневые развязки при интенсивности уже в 11 тысяч автомобилей».
Но больше всего будущих «переселенцев» волнует финансовая сторона вопроса. За участки и дома, которые придется снести, людям предлагают денежные компенсации. Их размер определят исходя из рыночной стоимости наделов на момент изъятия. Пока начальная стоимость земли всего лишь 50 тысяч рублей за сотку. Но строители заверили: цены на конкретные участки могут сильно разниться, в расчет будут принимать не только площадь надела, но также наличие и состояние построек, благоустроенность участка и даже многообразие садовых посадок.
По словам начальника оперативно-производственного отдела по Архангельской области ФКУ Упрдор «Холмогоры» Алексея БАБИЦКОГО, власти готовы к конструктивному разговору с жителями. Несогласные с ценой вправе будут заказать независимую оценочную экспертизу. Допускается также по согласованию владельца дороги и собственника земельного участка вариант изъятия с предоставлением компенсации не всего, а лишь части надела, попадающей в полосу отвода трассы.
«Выкуп, скорее всего, будет производиться в 2016 году, - пояснил Алексей Бабицкий. - Из опыта работы я знаю: сначала объявляется строительство, аукционы, подписываются контракты, и только потом мы начинаем работать с собственниками, владельцами жилья».
Кроме того, как заявили на публичных слушаниях, администрация Архангельской области планирует зарезервировать для переселенцев земельные участки в поселке Боры. Для тех же, кто не хочет покидать привычные места, земля найдется и в самой Цигломени, заверил директор департамента градостроительства мэрии Архангельска Ян КУДРЯШОВ. Только получать ее придется по стандартной процедуре, а значит, долго и хлопотно.