Андрей Сахаров. Фото: Алексей Липницкий | 12.12.2014 05:03:13
После смерти Владимира Резицкого его дело по популяризации джаза в Архангельске продолжил Тимофей ДОРОФЕЕВ. Гитарист последнего состава группы «Архангел» – именно так называл перед уходом свое детище Резицкий – ежегодно пытается найти деньги на проведение, например, традиционного фестиваля памяти Владимира Петровича. Однако чаще Дорофееву приходится брать деньги под такие проекты в долг или вкладывать свои средства. И все же он не оставляет надежды, что Архангельск превратится в Мекку российского джаза...
Тим (Тимофей Аркадьевич) Дорофеев – в Архангельске он больше известен под этим именем – изучал игру на гитаре в музыкальном училище. После смерти Резицкого организовал клуб «Джаз-Мастерская». А когда пианист группы «Архангельск» Владимир ТУРОВ из-за болезни отошел от дел, занялся проведением авторитетного на российских просторах фестиваля «Дни джаза», превратившегося в итоге в фестиваль памяти Владимира Резицкого.
Увы, как признается Дорофеев, за 11 лет, прошедших с тех пор, джазовому сообществу города так и не удалось сделать следующий шаг, который планировал Владимир Петрович: создать в городе центр современного искусства.
«Насколько я знаю, Резицкий успел даже «пробить» участок для его строительства, – вспоминает Тимофей Аркадьевич. – Центр предполагалось возвести по адресу: Карла Маркса, 15. Сейчас там красуется деловой центр, известный в народе как «шайба». Более того, Владимиру Петровичу под это дело были выделены большие именные гранты. Мистика, но он умер в день, когда об этом узнал. Железный занавес перед мировыми музыкальными тенденциями и искусством для Архангельска до сих пор не опущен, как, впрочем, и в целом для России. Но мы живем в информационном поле, где правят бал ширпотреб и непрофессионализм».
По словам Тима Дорофеева, диалог с правительством области о более существенной поддержке фестиваля джаза, прославившего Архангельск не только на всю страну, но и в мире, наметился.
О популяризации Поморья через создание узнаваемых брендов рассуждать любят. И на эти цели даже иногда выделяются какие-то средства. А тем временем уже состоявшиеся бренды живут только благодаря энтузиазму отдельных людей.
«Архангельские музыканты уезжают работать в Москву: они там востребованы. Значит, с одной стороны, наша джазовая школа до сих пор на высоте. С другой – здесь мои коллеги находятся не у дел, – говорит Тим. – Если бы нам помогали, джазовый фестиваль давно бы вышел на самоокупаемость, как это происходит за рубежом. Его устоявшийся авторитет при должной рекламе и наличии материальной базы привлек бы в Архангельск немало туристов и любителей джазовой музыки».
Кроме чиновников, музыкант «обрабатывает» и зарубежных коллег, в частности из Норвегии, призывая их приглашать по линии культурного обмена архангельских джазистов. Пока чаще норвежских исполнителей приглашают показать себя у нас...
«Взаимное продвижение искусства джаза поможет сформировать здесь рынок, приучить публику к хорошей музыке, что будет способствовать развитию ее коммерческого фундамента, – уверен Дорофеев. – Пока молодежь уже и не знает, кто такой Владимир Резицкий... Нам не хватает средств на рекламу, в том числе и фестивальных проектов. Надо вкладываться, и все это будет! Жалко, что столько времени теряем на разговоры, идет музыкальная деградация публики... Мне привелось участвовать в работе жюри некоторых городских конкурсов, но, посмотрев, как там поют под фонограмму или играют без мысли, я стал отказываться от таких предложений. Скучно все это».
Дорофееву много раз предлагали заняться организацией гастролей известных артистов - благо связи наработаны. Но просто «зашибать деньгу» музыканту неинтересно. В таком подходе, по его мнению, ни культурной, ни творческой составляющей нет. Вот и приходится ходить с протянутой рукой и выпрашивать копейки для приглашения гостей на фестиваль джаза и занимать у друзей.
«На концерты все хотят ходить по пригласительным. Отказать я не могу, но такой подход удивляет, – добавляет Тим. – Мы прилагаем огромные усилия, чтобы проводить фестивали, это надо как-то ценить. У нас всегда живой звук, в отличие от гастролирующих звезд, билеты на выступления которых стоят дороже некуда. Джазмены – исполнители высшей пробы: это даже классические музыканты признают. А ходят и ищут работу. В Москве, к слову, для эстрадных исполнителей фонограммы записывают именно джазовые музыканты. Чтобы сделать большой шаг вперед в продвижении джазовой музыки в Архангельске, много не надо: только иметь постоянное помещение с аппаратурой для джаз-клуба».
За неимением постоянной базы Дорофеев сотоварищи находят другие возможности. В этом году они положили много сил и средств на приведение в порядок музейного дворика «Усадебного дома Е. К. Плотниковой» и планируют будущим летом проводить там постоянные джазовые опен-эйры.