ИЛИМ-Бумага
Подписка на телеграм-канал БК
Подписка на дзен-канал БК

Суббота, 28 декабря, 2024 22:04

Вокзалы Архангельска: порталы встреч и расставаний


Людмила СЕЛИВАНОВА | 06.01.2021 15:40:32
Вокзалы Архангельска: порталы встреч и расставаний

Порталы встреч и расставаний, тест на хорошее настроение в пути или после приезда, первое суждение о том, что вас здесь ожидает, - всё это о городских вокзалах. В последнее время в Архангельске занялись их трансформацией. На какие  идеи и проекты пришёлся выбор?


Максимально открыто

Железнодорожный вокзал на «этом» берегу был открыт в Архангельске в 1965-м, и, как почти всё построенное в стране в те годы, не претендует на архитектурные изыски. Минималистичная железобетонная «коробка» - не более.

Однако и само здание, и привокзальную площадь уже тронули перемены. В этом году на площади появились новые дорожки, детская площадка, необычные арт-формы, гирлянды и декоративные фонари. Дизайн-проект выполнил архитектор из Санкт-Петербурга Олег МАНОВ. Пообщавшись с администрацией города и местными жителями, он пришёл к выводу, что «нужно создать максимально открытое пространство». По замыслу архитектора, достичь этого помогают закруглённые скамейки и овальные камни, стильные фонари, нестандартная тротуарная плитка и аккуратно подстриженные кустарники и деревья.

zd_ploshad1.jpg

Но такое видение оказалось дискуссионным: кто-то из горожан уловил сходство модерн-фонарей с «виселицами», а овальных камней — с «яйцами динозавров», которые мешают проходу. Однако у главного архитектора Архангельска Александры ЮНИЦЫНОЙ иное мнение: «Вид привокзальной площади теперь вызывает положительное впечатление. Удачное решение – овальные камни, которые выглядят креативно и хорошо организуют пространство. Очень понравились фонари: простые и тоже креативные, удачно размещённые. Разумеется, с территории площади необходимо убрать торговые павильоны. Благоустройства требует и «островок» вокруг часовни, через который проходит путь на привокзальную площадь», - отмечает она.

zd_vogzal.jpg

В следующем году очередь дойдёт до фасада и «внутренней начинки» вокзала: поменяют инженерные сети, обновят залы ожидания, появится также и бизнес-зал. Как обещают, обустройство вокзала будет максимально удобным для маломобильных людей. Что интересно для всех горожан - при разработке проекта реконструкции резные деревянные панели планируют вписать в новый интерьер. Во время ремонта здание будет открыто для пассажиров, но с некоторыми ограничениями.

Речной уголок с именем «Архангельск»

С речным вокзалом в городе на реке дела обстоят сложнее, что само по себе странно - Северная Двина связывает его со множеством обитаемых островов. Почти десять лет назад закрылось старое деревянное здание, и всё это время путешественники-островитяне ожидают свои рейсы под открытым небом.

Строительство речного вокзала по проекту петербургского архитектора Михаила Мамошина началось в 2016 году. Поскольку автор также разработал проект комплексной застройки набережной в этом месте, здание должно органично вписаться в ландшафт. Вот только срок сдачи объекта - в прошлом году - пришлось пропустить.

rechnoi_vokzal-2.jpg

«Проект реализуется трудно, не скрою. На начальном этапе много сложностей пришлось преодолеть в связи с многочисленными согласованиями: выделенный участок попал в подзону охраны объекта культурного наследия «Бани Макарова», - пояснил генеральный директор АО «Архангельский речной порт» Андрей РАЗГОВОРОВ. - В соответствии с законом, перед началом работ по строительству речного вокзала необходимо было провести археологические исследования, а это на полтора года сдвинуло сроки реализации проекта. Но сегодня все, кто прогуливается по набережной Северной Двины в районе бизнес-центра Delta, уже обращают внимание на строящееся здание, на фасаде которого читается родное имя «Архангельск».

По словам гендиректора «Архангельского речного порта», стоимость проекта составляет более 120 млн рублей, причём порт возводит объект за счёт собственных инвестиций.

rechnoy_vokzal.jpg

«Мы строим новый вокзал прежде всего для пассажиров, которым нужны комфортные условия в ожидании речного транспорта и сразу после высадки на берег. На вокзале появится всё необходимое для обслуживания пассажиров теплоходов: просторный зал ожидания, кассы, туалетные комнаты, кафетерий. Благодаря созданию новых помещений, решится вопрос и с размещением сотрудников, обслуживающих пассажирские линии: более 10 лет они вынужденно ютятся в строительных вагончиках. И конечно, все мы хотим видеть оконченное оформление причальной линии в зоне посадки-высадки пассажиров», - рассказал Андрей Разговоров.

Территорию вокзала благоустроят в едином стиле, и, будем надеяться, это позволит создать приятный уголок набережной для прогулок и ожидания теплоходов. А сотрудники Архречпорта не исключают, что речной вокзал может стать новым символом областной столицы. 

Реванш в морской тематике

Былой же её символ  - морской-речной вокзал - давно своё отслужил и стал визуальной экзотикой. Много лет коммерсанты использовали его как крытый рынок, но теперь здание потеряло статус торгового центра (хотя коммерция всё же периодически просачивается туда в виде ярмарок и распродаж). По планам, теперь оно может стать Морским культурным центром, а главным его «обитателем» и оператором будет Северный морской музей. Пока же концепция разрабатывается, Молодёжный театр Виктора ПАНОВА проводит в нём спектакль-путешествие «Север».

sever_mrv1.jpg

Дорожная карта реновации здания морского-речного вокзала и превращения его в Морской культурный центр появилась благодаря петербургской архитектурной студии ORCHESTRA DESIGN. Но не без участия музея: именно по его инициативе теперь замыслы вполне могут обрести реальные черты.

По мнению авторов, центр должен включать смотровую площадку, Арктический ботанический сад на крыше, открытую морскую экспозицию, сувенирный и книжный магазины, конференц-зал, который можно будет использовать как кинотеатр, рыбный ресторан с традиционной кухней, мастерские для судомоделистов, игровые площадки и, конечно, Северный морской музей.

Морской центр – одно из самых красивых и брендовых зданий города — заживёт  новой красивой и органичной жизнью, уверен директор Северного морского музея Евгений ТЕНЕТОВ.

Здесь продолжат работу действующие причалы, от которых, возможно, отправятся в рейс речные экскурсии. Таким образом, замысел будет соответствовать запросам горожан и туристов, поскольку представит главные ожидания от города – это, прежде всего, первый порт России, море и корабли, считают авторы замысла.

«Почему я уверен, что идея создания морского центра в здании вокзала абсолютно логична и в моём представлении видится идеально? Здание знаковое, выполнено в форме корабля, а его изображение напечатано на 500 рублях и потому известно россиянам и иностранцам. Собственно, пятисотрублёвка – это «главный туристический буклет» Архангельской области. Само здание – качественное с точки зрения архитектуры, оно живое, с потрясающим видом на Северную Двину, рядом причалы. И размещать там спортзал, кинозал, банк или бизнес-центр просто чудовищно. Стоило ли для этого его выкупать в казну? Да, есть люди, которые, стуча кулаком по столу, говорят: «В вокзале должен быть вокзал!» Но проект может включить в себя размещение элементов вокзала», - считает Евгений Тенетов.

mrv_consept.jpg

Следование мировым культурным традициям, по его мнению, – один из выигрышных вариантов: «В Европе практически в каждом уважающем себя портовом городе морской музей превращён в многофункциональный культурный центр, который как раз отвечает за идентичность». К тому же у Архангельска появится возможность взять реванш в морской тематике с точки зрения позиционирования в Арктике. Представим наилучшее развитие событий: поскольку Северному морскому музею предстоит переезд, его здание и территорию может освоить яхт-клуб. А у него, старейшего в России (действует с 1911 года), пока нет ни здания, ни причала.

Прежде всего, Северный морской музей должен получить в управление здание бывшего вокзала и стать его оператором. Тогда можно приступать к работе, привлекать бизнес и проектировщиков. После оценки стоимости площадей их сдадут в аренду, но с определённым обременением. К примеру, там не может появиться точка фаст-фуда – только ресторан, ориентированный на местную кухню, а книжный и сувенирный магазины - с морской тематикой.

Табло, туалет и кофе

Отщепенцем на фоне перемен пока смотрится архангельский автовокзал. За внешней непрезентабельностью кроются невысокий, мягко скажем, уровень сервиса и «тутти-фрутти» торговых точек, но отнюдь не место, откуда можно отправиться в поездку в благожелательном расположении духа. Когда город займётся этим убогим пристанищем для пассажиров автобусов - неизвестно.

Как некий осовремененный вариант автовокзала недавно открылся транспортно-пересадочный терминал у бывшего морского-речного вокзала. Опять же спорный с точки зрения архитектурного воплощения объект, но имеющий хотя бы минимум удобств для ожидания маршрута: табло, сиденья, туалет и автоматы с кофе. Незамысловатый, но все же прогресс. А вот выберется ли когда-нибудь настоящий автовокзал из аутсайдеров?





Возврат к списку

Для вас

Лента событий

Новости компаний

Для вас

© 2003-2024 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5

Еженедельно отправляем свежий номер
и подборку самых важных новостей