Александр ИВАНОВ, эксперт «БК» | 03.06.2016 23:45:04
Детские воспоминания о домике на Таймырской, деревянных мостовых и речке Соломбалке иногда перемежаются странными подробностями. Прочитал вступившие в силу поправки в законодательство об обращении с отходами производства и потребления, и вдруг всплыла в памяти построенная дедом аккуратная, покрашенная в серый цвет, заросшая травкой помойка. Я знал, что отходов в частных домах не бывает. Ненужное либо шло в печку, либо сдавалось в приемные пункты, а остальным удобрялись огороды. На мой вопрос: «Зачем она стоит?» - дед ответил: «Участковый велел».
Рядом с нашим забором располагалась огромная и живописнейшая помойка двухэтажного барачного дома, где счастливо жили два десятка семей. Ни пройти ни проехать, запахи на всю округу. Дед пояснил, что это общественная помойка и участковый с «обществом» не будет связываться. И я на всю жизнь запомнил разницу между частным и общественным и отношение власти к этим феноменам.
Сегодня смотрю из окна многоквартирного дома на огромный общественный двор с огромной общественной свалкой мусора вокруг контейнеров. В силу прежней работы знаю, что контейнерная площадка и сами контейнеры ничьи, договор на вывоз твердых бытовых отходов не совсем законный, ибо управляющая компания не владеет ничем в месте сбора отходов, а мы – собственники бытовых отходов — платим своей УК, обращающейся с отходами без соответствующей лицензии, что тоже не совсем законно. Но у власти до сих пор отношения с частным и общественным строятся «по понятиям», и система сбора и вывоза ТКО пока худо-бедно работает…
Федеральный министр строительства и ЖКХ Михаил МЕНЬ однажды справедливо рассудил, что с нашими общественными помойками в цивилизованный мир не пустят. В его ведомстве подготовили реформу в сфере обращения с отходами, и правительство приступило к ее реализации.
Суть перемен — в переходе от отношений «по понятиям» к отношениям по закону. Мы все как собственники ТКО должны будем платить по установленному региональной государственной властью тарифу, а выбранный той же властью на десять лет единый региональный оператор должен за эти деньги организовать - в соответствии с утвержденной схемой размещения мест обращения с отходами - сбор, вывоз, хранение, утилизацию и захоронение мусора.
Региональная власть и главы муниципальных образований все это уже много месяцев знают и должны проводить реформу в жизнь.
Однако при переходе от экономических отношений «по понятиям» к работе по гражданскому законодательству надо обязательно определить и узаконить права субъектов гражданско-правовых отношений на объекты этих отношений. То есть ничьи общественные места сбора отходов должны стать чьими-то, чтобы этот владелец смог заключить договор с региональным оператором на работу по обращению с ТКО.
Но как сделать общественную помойку во дворе, куда носят мусор все соседние дома, управляемые разными УК, три овощных киоска и четыре близлежащих магазина, чьим-то владением, как учесть всех собственников ТКО и их взносы региональному оператору, кто будет отвечать за чистоту и порядок? Ведь «участковый с «общественным» связываться не будет! Пока эти вопросы властью не осознаются и тем более не решаются.
Власти бесконечно отстали от развития ситуации с частной собственностью в жилищных и земельных вопросах. В поселениях области не размежевано большинство земельных участков под многоквартирными домами, а там, где межевые дела сделаны, подавляющее число участков не передано в общую долевую собственность жителей – собственников помещений. Земля во дворах ничья и, похоже, долго будет общественной и неухоженной. Пока президент не отдаст соответствующую команду. Без его команды регионалы и муниципалы особо не пошевелятся.
Но мусором во дворах президент займется не скоро, у него масса других, более важных дел. Видимо с ТКО, как с капитальным ремонтом домов, будем разбираться еще много лет, а Мень будет во всем виноват, как Чубайс…