Беседовала Светлана КОРЕЛЬСКАЯ. Фото Алексея Липницкого | 01.04.2016 23:37:13
В конце декабря архангельский департамент градостроительства возглавила Александра ЮНИЦЫНА – это назначение стало одним из первых после вступления в должность нового главы городской администрации Игоря ГОДЗИША. С началом строительного сезона мы встретились с Александрой Николаевной, чтобы обсудить традиционные для этого времени года темы: градостроительную концепцию, новые объекты и роль архитектурного сообщества в формировании городской среды.
– Александра Николаевна, для многих наших читателей вы – новое лицо в управленческом аппарате, поэтому начнем издалека. Как складывалась ваша карьера?
– В 80-е годы окончила архитектурный факультет Воронежского инженерно-строительного института и приехала в Архангельск по распределению. Здесь я и начинала – с должности инженера-архитектора в проектном институте «Архгипродрев». Как раз в то время проектировался третий корпус лесотехнического института. Через год перераспределилась в институт «Союзпроектверфь». Начала проектировать военно-промышленные объекты для СМП и «Звездочки», закрытые военные городки, новые микрорайоны в Северодвинске. Работала в городском управлении архитектуры и градостроительства, с 1997 по 2001 год занимала пост главного архитектора Северодвинска.
В 2001-2010 годах разрабатывала проекты для НАО, Сибири, разных районов Подмосковья и Архангельской области. Всегда считала, что нет маленьких и больших, более или менее престижных объектов. Есть только хорошо или плохо выполненная работа. Перед тем как возглавить градостроительный департамент в Архангельске, я в течение пяти лет была начальником проектного отдела САФУ.
– Вы помните свое первое впечатление об Архангельске?
– Я помню, как впервые ступила на перрон и увидела интересный современный вокзал, вышла на амбициозную Воскресенскую, застроенную новенькими высокими домами, которые воспринимались как ворота в город, распахнутые мне навстречу. А когда добралась до площади Ленина – ее композицию в то время держал фонтан, – меня приятно удивили конструктивистское здание Главпочтамта, театральный сквер, сам театр, расположенная неподалеку пожарная каланча с зеленой крышей и аркой для выезда машин…
Мне очень нравился своеобразный трехэтажный деревянный дом с косой обшивкой напротив «Архгипродрева», выход на набережную у Кирхи и проспект Павлина Виноградова, который вел к просторной площади, а среди нее красовался открытый всем ветрам красавец – Морской-речной вокзал. Глазами молодого архитектора, только что приехавшего в Архангельск, этот город воспринимался как интересный и динамичный, полный нестандартных и неожиданных решений. .
– В последние годы много говорится и пишется об уродующей лицо Архангельска бессистемной точечной застройке. Способен ли главный архитектор города совладать с этой злой стихией?
– Есть утвержденный генеральный план, градостроительный кодекс, строительные нормы и правила – равно как и обязанность застройщика беспрекословно им следовать. Архитектор всегда балансирует между законом, мнением граждан, интересами застройщиков, разумной целесообразностью и собственными амбициями. Если удается выдержать равновесие, все получается хорошо, если нет – мы видим удручающий результат. Так или иначе, архитекторы создают недвижимость – то, что невозможно или очень сложно передвинуть.
Статью можно переписать, неудачную статуэтку поставить в кладовку или выбросить, а вот построенное здание на помойку не отнесешь. И самые страшные ошибки в архитектуре – градостроительные. Если фасад можно украсить или завесить рекламой, то неправильно посаженное в структуре города здание или неправильно решенный градостроительный узел – это буквально «ни проехать ни пройти». И такая ситуация будет существовать десятилетиями!
В том, что касается утверждения проектов и выдачи разрешений на строительство, я всегда была «рабыней СНиП». Много лет проработав над объектами ВПК, привыкла следовать всем нормативным актам – и того же требую от других. Как их исполнять – другой вопрос. Здесь все зависит от квалификации. К сожалению, архитектора как творческую единицу в последнее время как-то перестали ценить по достоинству, а талантливые архитекторы, в том числе заслуженные архитекторы России, в Архангельске есть.
Мы строим не для себя. Мы строим для всех, на века, поэтому нужно предлагать что-то действительно качественное, весомое, выверенное со всех сторон. Помимо всего прочего, любое здание связано с безопасной жизнедеятельностью людей, и я недоумеваю, когда заходит речь об упрощении порядка выдачи разрешений на строительство. Наоборот, их нужно сделать более жесткими. Требуется пакет документов – будьте любезны оформить все, что необходимо, с точностью до запятой, и через несколько дней получите ответ.
– Какие проекты, готовые к реализации, направлены на развитие инфраструктуры Архангельска и оздоровление городской среды?
– В середине марта правительство области провело открытое совещание, где обсуждался проект реконструкции правобережного съезда с Северодвинского (железнодорожного) моста, который, по мнению разработчиков из петербургского института «Спецпроект», на 90% улучшит транспортную ситуацию и разгрузит городские магистрали от Московского проспекта до улицы Тимме. Работы начнутся с оптимизации работы светофоров и транспортной схемы этого района, а в недалеком будущем над Московским проспектом будет воз-ведена эстакада с несколькими съездами для распределения транспортного потока.
Также у нас осуществляется федеральная программа «Российская семья». Полным ходом идет предоставление земельных участков многодетным родителям. Выдаем много раз-решений на индивидуальное строительство, а это очень хороший признак. Люди собираются строить частные дома на Левом берегу, в Соломбале, в округе Варавино-Фактория. Активно готовятся к застройке 6-й и 7-й микрорайоны и Ленинградский проспект в районе Зеленого Бора, где появятся долгожданные социальные квартиры для расселения ветхого жилого фонда.
Надеюсь, в апреле будет объявлен конкурс на проект планировки целого жилого квартала для сотрудников судоремонтного завода «Красная кузница». Он будет расположен справа у съезда с Кузнечевского моста в Соломбале. В настоящее время разрабатываются проекты реконструкции застроенных территорий – например, на пересечении ул. Урицкого с пр. Ломоносова и набережной. Параллельно занимаемся разработкой концепции благоустройства набережной Северной Двины.
К счастью, я не вижу новых проектов крупных торгово-развлекательных комплексов в центре Архангельска. Они смещаются в сторону густонаселенных микрорайонов. Особое внимание будет направлено на благоустройство городских территорий – в первую очередь, скверов за кинотеатром «Русь» и у недавно построенного торгового центра «Мега». Создание новых рекреационных зон и «туристического рая» на острове Кего, где огромную инициативу проявляют жители, сделает город более комфортным для архангелогородцев и привлекательным для приезжих. По крайней мере, мы к этому движемся.