ИЛИМ-Бумага
Подписка на телеграм-канал БК
Подписка на дзен-канал БК

Понедельник, 23 декабря, 2024 22:51

Образовательные реформы - вредительство или некомпетентность?


Татьяна СИДОРОВА, доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка и речевой культуры САФУ им. М. В. Ломоносова | 19.12.2012 07:26:35

Всем известно, что сапоги должен «тачать сапожник, а пироги печь пирожник». Поэтому меня всегда поражало требование нашей университетской администрации: «Зарабатывайте деньги». В таком требовании заложена установка: работая преподавателями, вы не зарабатываете. Наверно, это справедливо, ведь то, что нам платят за преподавательский труд,  с  большой натяжкой можно назвать заработком.

Интернет захлестнула волна писем, комментариев, посвященных проблемам российского образования.  И у меня возник вопрос: Образовательные реформы – это целенаправленное вредительство или обыкновенная некомпетентность власти?  Неужели непонятно, что глобализация – это североевропейский неолиберализм и среднестатистический примитивизм американского культурного уровня? Глобализация наносит страшный удар по национальной идентичности.

Авторы современной концепции образования – иваны, не помнящие родства, поскольку в новых образовательных стандартах абсолютно не представлена нравственная составляющая. Если раньше в школах и вузах задачей было формирование гармонически развитой личности, то теперь – интеллектуальной машины, способной лишь на универсальные учебные действия. А ведь русскому человеку чужды жесткие модели. Эти универсальные учебные действия напоминают рассказ Александра СОЛЖЕНИЦЫНА «Случай на станции Кочетовка», в котором главный герой Василий Зотов носил с собой единственную книгу – «Капитал» Маркса, искренне веря, что именно в ней содержатся все ответы.

Такое же искажение сознания грозит и нашим детям. Нельзя «натаскивать» ученика на мифические универсальные действия, как уже сейчас это делают учителя школ, готовя учеников к  пресловутому ЕГЭ. В российской образовательной системе одним из принципов была комплексная подготовка к жизни, которая предполагает и обращение к культуре народа через язык, литературу, историю и другие гуманитарные предметы.

Как лингвист, хочу обратить внимание на то, что в образовательных документах появились слова и сочетания, чуждые национальному коллективистскому сознанию. Цитирую: Одна из задач современного российского образования – «формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей…». Налицо коммерциализация образования, что приведет его к гибели. Духовные ценности не терпят отношений купли-продажи, они прорастают на понятиях совести, долга, доверия, терпимости, справедливости и т.п.

Новые метафоры красноречиво свидетельствуют и о новых ценностных установках. Если раньше мы «сеяли разумное, доброе, вечное» на ниве просвещения, то теперь оказываем услуги на рынке интеллектуальных услуг. А разве на рынке  есть место совести, патриотизму, взаимовыручке? Видимо, государству нужны только успешные работники. Кстати, и здесь русское понятие успех уже не имеет нравственной составляющей. Эта составляющая исчезла и в значениях многих слов. Например, слова «честолюбие», «карьеризм» уже не воспринимаются как  называющие что-то предосудительное. А слово «агрессивный», реализующее идею приоритета силы, часто употребляется с уточнением «агрессивный в хорошем смысле».

Слово «бизнес» стало любимым в новообразованиях, так как подчёркивает элитарность называемых объектов. И такие слова, как бизнес-клуб, бизнес-центр, бизнес-кафе   и др. приобретают дополнительный оттенок «модное».

Язык чутко реагирует на изменения в обществе и фиксирует их. В речи легализуются идеи, чуждые национальному русскому сознанию: эгоизм (это твои проблемы), цинизм (у кого больше денег, тот и прав), самооправдание (какое время, такие и мы) и т.п. Язык кричит, как солженицынский герой Тверитинов: «Что вы делаете? Этого не исправишь!». Язык свидетельствует о нравственной деградации общества.

Новые образовательные стандарты не нацелены на формирование культурной духовной среды, которую может обеспечить только личность преподавателя (учителя). Слово «учитель» в документах встречается один раз. Образовательные реформы узаконили бесправие учителя, труд которого следует называть не иначе, как подвижничество. Сейчас это одна из самых низкооплачиваемых профессий. Поэтому в народе это слово приобрело дополнительный смысл «нищий». А ведь это профессия, связанная с риском унижения, оскорбления, недоверия и даже физической расправы. В нашем государстве думают пока лишь о правах учащихся.

Ювенальная юстиция, частично уже внедряющаяся в ряде учебных заведений России, вобьет последний гвоздь в крышку гроба российского образования.  Новые прозападные ценности провоцируют протест русского менталитета. Профессор МГЛУ В. Н. БЕЛОУСОВ предостерегает: «Значение лингвокультурной составляющей в государстве, претендующем на суверенитет, трудно переоценить. Есть все основания полагать, что если не будет уделяться должного внимания этой составляющей, то не только наши рассуждения о независимости государства в его внутренних и внешних делах окажутся беспочвенными, но и самое государство в конце концов может прекратить свое существование».

Согласна с тем, что даже в свободном обществе наука и образование не свободны от идеологии государства. Иначе был бы хаос. Но современные образовательные реформы демонстрируют наивысшую степень навязывания идеологического фона. Полезна ли такая идеология?   Нам предлагают административный путь решения проблем. Но известно, что с мнением профессионалов (а это мнение учителей, профессорско-преподавательского состава вузов) необходимо считаться. 

Но преподаватель так же бесправен, как и учитель. Нагрузка преподавателей вуза значительно выросла (а это реальное понижение оплаты труда). Российский профессор получает в разы меньше, чем аспирант в Финляндии. По всей России снизился прием на гуманитарные специальности, в том числе и на филологические. Сокращено количество часов по курсам русского языка и  литературы. Реформирование приведет к упразднению таких дисциплин, как латинский, древнегреческий и старославянский языки, являющиеся основой для изучения любого языка. Все это тоже идеология государства, которая для науки может обернуться более страшными последствиями, чем лысенковщина.

Именно гуманитарные науки отвечают за человеческое в человеке, а значит,  за будущее всей страны.  Невзирая на чуждый нам глобализм, лингвистика как гуманитарная наука будет стремиться к сокращению разрыва между техническим и нравственным прогрессом. Уже всем понятно, что глобализм лишь обострил национальные проблемы. Российская общественность из-за образовательных реформ переживает тяжелейший психологический кризис. Вредоносные образовательные реформы приведут к тому, что скоро не только на Украине молодежь будет носить футболки с надписью: «Дякую Тобi, Боже, що я не москаль!».





Возврат к списку

Для вас

Лента событий

Новости компаний

Для вас

© 2003-2024 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5

Еженедельно отправляем свежий номер
и подборку самых важных новостей