ИЛИМ-ПАЛП_2017_2
F5

Ольга ПЛАКСИНА: Потакать человеческим прихотям – приятное дело


Светлана КОРЕЛЬСКАЯ | 27.10.2009 12:45:39

Управляющая Домом волшебных подарков «Феникс» Ольга ПЛАКСИНА с середины 90-х не раз меняла свое амплуа. Гонцы галереи Марата Гельмана, которых занесло к нам в поисках «Золушки 21-го века», написали о Плаксиной как об интересной поэтессе... Слушатели первых FM-эфиров помнят ее как радиоведущую, но есть ещё одна категория публики – игроки. Те, вместе с кем она сражалась на брейн-рингах, носилась по городу в «ночных дозорах»...

Перед сменой тысячелетия поднялась волна интереса к эзотерике, талисманам и атрибутам древних этносов… всё это было не столько новым, сколько «хорошо забытым старым»: вспомним хотя бы Серебряный век.

Сейчас кальян и запах благовоний в гостиной, обставленной по правилам учения Фэн Шуй, – не редкость. Миниатюрные пирамиды, заполненные золотыми монетками, нэцкэ и «магические» статуэтки почти повсеместно красуются в офисах. Десять лет назад они были в диковинку.

Экзотика и рутина

В кругу молодёжной богемы, где вращалась Ольга, тема Востока была весьма популярной – во всех проявлениях, включая «знаковые» ювелирные украшения, – некоторые были сделаны своими руками. И не абы как. За компанию с подругой Юлей МАЛАХОВСКОЙ Ольга прошла экспериментальный курс обучения и получила необычную для Архангельска специальность ювелира-модельера.
Красиво, интересно, модно, наконец! А самыми модными профессиями среди молодых и продвинутых считались в ту пору радиожурналистика и компьютерный дизайн. Самовыражаться так самовыражаться! Благо только что появились FM-вещание и Интернет.

Агата Гризли – известная писательница на заборах – её псевдоним времён первых шагов «Европы Плюс». Ольга Плаксина создавала компьютерный каталог этой станции, потом свою программу «Удачное приобретение». Всё только-только начиналось.

«Ещё не было никаких канонов, да что там каноны – вначале даже стула в эфирной студии не было, ведущие работали за пультом стоя, – вспоминает она. – На радио пришло много ярких личностей, и первые ди-джеи пользовались вполне реальной народной популярностью. Незашоренные, они делали эфир, стараясь всячески обыгрывать и разнообразить вещание. На ходу, буквально на коленке, придумывали авторские программы».

Ольга отработала на нескольких радиостанциях, в разных форматах, и повсюду нарастала унификация. «Пожалуй, самый забавный и грустный момент за все время моей работы в студии, когда я в эфире «Русского радио» случайно включила песню любимой Эдит Пиаф, – рассказывает Ольга. – Получила выговор от начальства за нарушение формата… и звонки от благодарных радиослушателей».

Попутный ветер

В 2002 году Ольге предложили заняться созданием сайта магазина мудрых вещей Востока «Белый ветер». К тому времени у неё было собственное представительство в Интернете – pumbriya.narod.ru, ещё один диплом, на сей раз – бухгалтера, и вдобавок к нему желание заняться чем-нибудь неординарным. И занялась: «Я с энтузиазмом приступила к сайтостроительству, но вскоре выяснилось, что сайт менее актуален, чем оформление одного из расширяющихся отделов сети, – рассказывает Ольга. – А дальше… Пригодилась буквально вся «коллекция» профессий, которым училась в разное время. За шесть лет работы в «Белом ветре»  мне довелось поработать и закупщиком, и товароведом, и лаборантом, и мерчендайзером…»

Такие магазины и магазинчики посещает весьма разношёрстная публика. Тут и эзотерики, и дизайнеры интерьеров в поисках экзотических вещиц, и скучающие дамы бальзаковского возраста, и случайные прохожие.. Но все-таки большая часть покупателей – это любители «подарков со смыслом и пожеланием»: денежной жабы, фигурок приносящих удачу божеств, аромаламп с наборами эфирных масел…

«Старые, добрые и заслуженные магазины обеих столиц, вроде всем известных «Путь к себе» и «Белые облака», не просто живы, а трансформировались из крошечных лавок в «эзотерические супермаркеты», которые, в частности, занимаются поставками товаров в регионы, – продолжает Ольга. – Множество мелких магазинов Москвы и Петербурга закрылось. С 2004 года и мы постепенно свернули большую часть точек в Архангельске, Северодвинске и Новодвинске. В какой-то момент стало понятно, что выгоднее иметь одну – с разноплановым ассортиментом, в крупном торговом центре, чем поддерживать раздутую сеть – громоздкий механизм, не способный оперативно реагировать на колебания спроса».

Трансформация белого ветра

Итак, «Феникс» – идейный правопреемник «Белого ветра», где сейчас работает пять человек. Кстати, он принимает дисконтные карты этой сети, заменяя их новыми с такой же скидкой. А чем отличаются «мудрые вещи Востока» от «волшебных подарков»?

Осмысленный выбор и вручение подарка – это всегда ритуал и красивая церемония, поэтому и то и другое – не просто вещи, а как минимум символы. И скорее всего, «география» волшебства куда шире. Важно чутко уловить и просчитать, за какими «аленькими цветочками», в какой момент и в какое измерение двинуться.

Потакать человеческим прихотям – приятное дело, считает Ольга. И как генератор идей, коих в голове её постоянно роится невероятное множество, она рассказала об одной короткой акции.
Вы представляете реакцию зала и виновников торжества, когда в день свадьбы из коробочки в руках гостя медленно поднимается в воздух нечто ослепительно прекрасное с крыльями – и ещё одно, и ещё? «Купи бабочку!» – кинул клич «Феникс», и они привозили в Архангельск хрупкие тропические существа. Жаль, что живут такие «смертники» всего 5-7 дней и частенько калечатся при транспортировке. К тому же перед праздниками московской ферме бабочек совсем не выгодно иметь дело с регионами – ведь в пределах МКАД, в розницу, экзотические насекомые могут стоить на порядок-другой дороже.

Дважды столкнувшись со срывом поставок, Ольга остановила акцию, в ходе которой «Феникс» выполнил несколько интереснейших и выгодных заказов. Другое дело – люди одной команды. Проверено, они не подводят: «В какой-то момент мы почувствовали, что нашим покупателям хочется видеть не только штампованные фабричные подарки, но и «живые» рукотворные вещи. Быстро растёт популярность украшений от Юлии МАЛАХОВСКОЙ (Киев), оригинальной пластики Стаси ТУЧНОЛОБОВОЙ и авторских игрушек Анастасии ПИСКУНОВОЙ (Архангельск)… Я уверена, что рано или поздно подарки hand-made вытеснят штамповку – как это уже произошло в Европе, например». Сейчас она придумывает акции по продвижению новой категории товаров – стратегических настольных игр.

Течёт время,  меняется мода. «Когда-то в Марфином доме был магазинчик, – улыбается Ольга. – Он казался мне идеальным местом, где покупают подарки! Там сложилась просто замечательная атмосфера, одновременно восточного базара и бабушкиного чердака. Казалось, только в «Порато баско» можно раскопать всё, даже настоящую волшебную палочку. Надеюсь, когда-нибудь  в нашем городе снова появится такой магазин. Я постараюсь».

Всё-таки микробизнес – удивительное и необъяснимое явление. Необычайно гибкий, он не сулит сверхприбылей и не задаётся глобальными задачами, хотя на самом деле с успехом решает многие. Причём – играючи, легко и непринуждённо. Один из блоггеров с BIZ.liga.net Сергей ЛЫСОВ выдал меткую характеристику такого рода начинаний: механизм по производству удовольствия.





Возврат к списку

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Реальный бизнес


Лента событий

Новости компаний

© 2003-2018 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5