ИЛИМ-ПАЛП_2020
Макси

Арктика в кинокадрах


Елена ИОНАЙТИС | 23.09.2011 07:07:12

Первый звонок в САФУ уже прозвенел, идут занятия, а большинство студентов до сих пор не понимает специфики родного университета. В чем значение Арктики для местного образования? Этот вопрос прозвучал на фестивале документального кино «Arctic Cinema».

 

Арктика. Что это?

Около 60 работ приняли участие в показе кинофестиваля «Arctic Cinema». Интересные наблюдения в сфере геологии, любопытные исторические справки, освещение международного сотрудничества – эти темы были подняты в студенческих аудиториях. Стратегическая важность Арктического региона, освоение его ресурсных территорий, особенности климата и природные характеристики края –  глубокие и сложные для студента, особенно первокурсника, вопросы. Организаторы фестиваля - САФУ и Русское географическое общество – нашли доступную форму для того, чтобы объяснить, в чем суть объединения вузов, внедрить понятие «Арктика» как предмет профориентации.

«Пятикурсники не понимают специфики своего университета, не знают, где они будут работать, - делится наблюдениями ветеран телевизионной журналистики, эксперт дискуссионных площадок фестиваля Галина КОВАЛЕВА. - Когда я спрашиваю, для чего нам Северный Арктический федеральный университет, они отвечают: чтобы денежки пилить. К сожалению, студентам ничего не говорят слова «Приразломная», «Штокман», «Печорское море», понятие «Арктика» у молодежи полностью отсутствует».

Корона шамана

Больше всего запомнился фильм «Корона шамана» московского путешественника и документалиста Леонида КРУГЛОВА. Это один из фильмов проекта «Семеро смелых», в котором автор рассказывает об исследованиях западного побережья полуострова Таймыр, открытии экспедиторами команды Лаптева самого северного места континентальной Евразии, а также о современной жизни населения «нечеловеческой земли». Зал был полон, студенты активно задавали вопросы и делились впечатлениями. Зрители наблюдали за экзотикой северной жизни коренного населения острова Таймыр – нганасанов.
Автор фильма признался, что странствие, которое легло в сюжет фильма, - самая сложная в жизни череда препятствий, которых ему, как опытному путешественнику, преодолевать доводилось немало.

«Очень доступный фильм, автор полностью погружается в атмосферу Севера, словно сам Челюскин или братья Лаптевы», - говорит выпускник института управления и регионологии САФУ, специалист по странам Северной Европы и Арктики Олег УЗКИЙ.
«Нужно восхититься смелостью и профессионализмом автора, – рассуждает студентка кафедры журналистики Любовь ДЕМИЧЕВА. - Для многих студентов все, что дальше Архангельска – белое пятно. Фильм доказывает, что это не так!»
В конце показа Леонид Круглов неожиданно пригласил всех желающих бесплатно отправиться с ним вместе в кругосветное путешествие, в планах – съемки нового фильма, и молодая смелая команда ему бы пригодилась.

Экономика и человек в искусстве

Два фильма директора «Кочующего северного кинофестиваля» Марины ЮЖАНИНОЙ – иные примеры документального кино. В них нет оценки развития экономических перспектив развития Арктики или освоения территорий. Работы «Пегтымель» и «Маленькая Катерина» - художественные, но глубина фактуры лишь подчеркивает репортажные качества.

«Пегтымель: мухоморные рассказы деда Наталько» повествует о чукчах: вот они обрабатывают ногами шкуру, вот строят жилище, добывают коренья, молятся. Дед Наталько – главный герой фильма - без секретов рассказывает о том, как они проводят обряды. Снадобье из мухоморов помогает встретиться с мертвыми и узнать предсказания. В кадре сумасшедший танец в огне, шум барабанов, непонятный язык совершенно иного мира. Нужна ли чукчам наша цивилизация?
Фильмы «Кочующего северного кинофестиваля» путешествуют по северу Евразии и Нового Света. Они изображают самобытность культуры народов, свободу от мира экономики. Фильм «Пегтымель: мухоморные рассказы деда Наталько» в резонанс с идеями других авторов намекает на проблему разрушительного отношения к землям Северной Чукотки.
«Нельзя смотреть на этот край только как на ресурсное пространство, - считает Марина Владимировна. - Я выбрала этот фильм, чтобы вместе с другими работами научного характера, о промышленности например, еще и сформировать отношение к живому, чувствующему, переживающему существу, достойному помощи и сострадания».

Лента «Маленькая Катерина» продолжила эту тему. Однажды авторская группа случайно наткнулась на одну хантыйскую семью, в которой воспитывалась совсем еще маленькая девочка. Два года из размеренной и спокойной жизни этой семьи легли в сюжет киноленты. Катерина взрослеет на глазах зрителя и развивается трудолюбивым и счастливым ребенком, пока на хантыйском стойбище не устанавливается вышка – теперь покой края нарушат нефтяные работы.
Фестиваль «кочует» с работами о северных людях, передавая академического уровня знания в простой для каждого форме. «Кочующий» в названии отражает сходство с самостоятельностью, свободой кочующих народов. Кочевники восхищают коллектив организаторов кинофестиваля, и своими работами они призывают коллег-телевизионщиков деликатно и уважительно относиться к свободным цивилизациям.  Потому что культура снимать кино, не вмешиваясь в жизнь объекта исследования, героя фильма, сегодня, по мнению Марины Южаниной, часто отсутствует.

Старое новое кино

«Архипелаг НЗ» - фильм 92-го года, который представил профессор кафедры журналистики института филологии и межкультурных коммуникаций САФУ Виктор ТОЛКАЧЕВ. Создатели документальной ленты - архангельские журналисты Виктор ТОЛКАЧЕВ, Станислав НОВИЦКИЙ, режиссер Алексей УГАРОВ и оператор Юрий БУИНСКИЙ.
Каковы последствия ядерных испытаний на Новой Земле? В чем был сверхсекрет территории, требующей такого жесткого военного контроля? Почему погибала древняя культура ненцев? Прошло 20 лет, и Виктор Федорович после просмотра фильма обсудил эти темы уже в контексте современности. Много что изменилось, говорит автор, но подмена гражданских законов военными на Новой Земле до сих пор присутствует. Люди, которые находятся вдали от контроля властей, вынуждены мириться с этим.
Герои фильма – военные, их жены и дети делятся своими проблемами, например, рассказывают, как им присылают просроченные поливитамины, или как однажды у них сгорел склад со средствами личной гигиены, а новых они ждали полгода.
Оценив фильмы как материал, найденный и обработанный с особой увлеченностью, эксперты кинофестиваля пришли к выводу, что многие ленты архангельских авторов достойны более широкой аудитории. «Кинофестиваль можно устраивать каждый год, сделать его тематическим, ежегодно используя разные темы», - предложила  шеф-редактор архангельского филиала ВГТРК «Поморье» Ирина СКАЛИНА.





Возврат к списку

 
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Новости компаний

© 2003-2020 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5