ИЛИМ-Бумага
Подписка на телеграм-канал БК
Подписка на дзен-канал БК

Среда, 6 ноября, 2024 02:27

Порты Арктики: от конкуренции к специализации


Михаил СОМОВ | 27.10.2020 17:09:42
Порты Арктики: от конкуренции к специализации

Деловой форум «Порты Арктики» состоялся 20 октября 2020 года в Архангельске в рамках Арктической форумной недели. Представители судоходных, транспортных и логистических компаний, эксперты и аналитики отрасли, представители органов исполнительной власти субъектов Арктической зоны России обсудили настоящее и будущее арктической транспортной системы и роль Архангельского транспортного узла в этой системе. Большая часть участников подключилась к дискуссии в онлайн-режиме.


Грузопоток по Северному морскому пути растет стремительными темпами: если в 2016 году он достиг 7,5 млн тонн грузов, впервые превысив показатели СССР, то уже в этом году ожидается достижение объема в 31 млн тонн. По расчетам «Росатома», к 2030 году поток перевозок на главной арктической магистрали может составить 110 млн тонн грузов в год. А согласно недавно утвержденной Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации, объем перевозок грузов в акватории Севморпути должен возрасти до 130 млн тонн к 2035 году.

Развитие судоходства в полярных водах предполагает и развитие береговой инфраструктуры: строительство и модернизацию морских терминалов, железнодорожной инфраструктуры, подъездных путей, внедрение современных цифровых сервисов. О том, как выполнить эти задачи наилучшим образом, говорили участники форума.

«Количество проектов в Арктике с каждым днем растет, – подчеркнул, приветствуя гостей, заместитель председателя правительства региона по проектной деятельности Виктор ИКОННИКОВ. – Мы видим, как активно формируется система государственных преференций для их участников. При этом каждый проект требует снабжения, что увеличивает нагрузку на порты. Пришло время обсудить развитие этой части инфраструктуры, в которой особое место всегда занимали северные транспортные узлы, в том числе первый морской порт России – Архангельск».

Сегодня Архангельск – это универсальный морской порт с круглогодичной навигацией, работающий с широкой номенклатурой грузов. Специализацией Архангельска является обеспечение арктических проектов. Через наш город идут поставки грузов, предназначенных для снабжения крупнейших промышленных проектов в Арктической зоне, таких как «Ямал СПГ», «Арктик СПГ 2», Норильский промышленный район, освоение Печорской нефтегазоносной провинции, а также северный завоз, снабжение полярных метеостанций и объектов Минобороны. За последние семь лет частные инвестиции в инфраструктуру Архангельского порта и морского грузового флота составили около 25 млрд рублей, было построено и модернизировано несколько транспортных терминалов. 

По словам руководителя проектов ООО «Морстройтехнология» Софьи КАТКОВОЙ, будущее Архангельского транспортного узла может быть связано с созданием специализированных терминалов для отдельных типов грузов (например, пиломатериалов, пеллет), автоматизацией процессов и внедрением цифровой среды, а также совершенствованием контейнеризации.

«В Архангельске действует единственный в Арктической зоне контейнерный терминал с возможностью хранения и перевалки до 75 тысяч контейнеров в год, – отметил директор ассоциации поставщиков нефтегазовой промышленности «Созвездие», руководитель судостроительного кластера Архангельской области Сергей СМИРНОВ. – Эти мощности могут быть востребованы не только при перевалке грузов, предназначенных для проектов в Арктике и Сибири. В среднесрочной перспективе возможно создание контейнерной линии, связывающей Архангельск с портами Европы, Дальнего Востока и Азиатско-Тихоокеанского региона».

Кроме Архангельска, в Арктике действуют порты Мурманск, Кандалакша, Нарьян-Мар, Сабетта, Диксон, Дудинка, Хатанга, Певек, Тикси и другие. О них часто говорят как о конкурентах. Однако многие участники форума убеждены: в сложных экономических условиях уместнее не конкурировать, а развивать сотрудничество и специализацию. К примеру, если специализацией Архангельска является обеспечение арктических проектов и экспорт пиломатериалов, то Мурманск ориентирован на перевалку сыпучих грузов и углеводородов.

«Каждый порт российской Арктики выполняет свою функцию, каждый занимает свое место в транспортной системе, – считает Софья Каткова. – Задача государства – настраивать, управлять и поддерживать эту систему, сделать ее целостной и эффективной».

Организаторы форума «Порты Арктики» – Правительство Архангельской области, Агентство регионального развития Архангельской области, ассоциация «Кластер судостроения и производства морской техники Архангельской области». Планируется, что форум будет проходить ежегодно.





Возврат к списку

Для вас

Лента событий

Новости компаний

Для вас

© 2003-2024 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5

Еженедельно отправляем свежий номер
и подборку самых важных новостей