Дарья ЕМЕЛЬЯНОВА | 10.06.2011 06:34:53
Открыть в Архангельске свой бизнес, и желательно уже завтра. Какая сумма потребуется на старт-ап? Что выбрать: проверенный вариант, сделав его более привлекательным и совершенным, или сделать ставку на новые нюансы законодательства и конъюнктуру рынка? Где разместить рекламу? Все не так сложно, как кажется, главное - начать.
Бизнес на чемоданах
Прежде чем стать владельцем туркомпании, Елена ВАСИЛЬЕВА проработала в этом бизнесе более пяти лет. «Мы открылись совсем недавно в январе. Возможно, я решилась бы создать свое дело и раньше, но не было подходящего партнера: с такой же страстью к путешествиям, стремлением многого достичь, желанием приносить людям радость. Еще год назад мы с Анастасией даже не были знакомы, а сейчас являемся совладельцами вполне успешной фирмы», - рассказывает Елена.
В активе Анастасии БАЛАКИРЕВОЙ — опыт работы в рекламе и музейном деле. «Больше всего споров было, пожалуй, о том, как мы будем называться. Вариантов было много, но остановились на «Чемоданном настроении» - в этом есть позитивный заряд. Офис изначально искали в центре города, интерьер создавали с нуля — чтобы и в мелочах все было сделано со вкусом и приходящие к нам люди чувствовали себя уютно и комфортно. На это ушло несколько месяцев, старт-ап обошелся в 300 тысяч рублей. Можно быстрее, можно дешевле, но мы довольны тем, что у нас получилось, и не жалеем потраченных усилий», - говорит Анастасия.
Туристических компаний и агентств в Архангельске — более ста, многие из них работают не один десяток лет, но и на таком густонаселенном рынке можно найти свою нишу.
«Наше преимущество в том, что мы находим оптимальный вариант для клиента с любым уровнем доходов, обязательно рассказываем о плюсах и минусах. В нашем бизнесе самое ценное — это репутация», - продолжает Елена Васильева.
Реклама остается одной из главных статей расходов компании: модули в газетах и журналах, рейсовый «ПАЗ» с фирменной символикой, наружная реклама, акции со скидками, розыгрыши призов. Несмотря на относительно молодой возраст фирмы, «Чемоданное настроение» охотно берет на практику студентов разных специальностей.
«Все свободные средства вкладываем в развитие: планируем, в частности, открыть бюро переводов, сделать акцент на корпоративном туризме, занимаемся наполнением сайта. Если отталкиваться от первоначальных вложений, в «плюс» мы еще не вышли — но, думаю, это вопрос полутора-двух лет. А свою давнюю мечту - иметь свое дело - мы уже осуществили», - отмечает Анастасия.
Стать первым
Чтобы пробиться в такой сфере, как энергетика и ЖКХ, важнее, порой, не наличие стартового капитала, а знание рынка и наработанные связи.
«Когда мы открывались, в Архангельске не было операторов коммерческого учета электроэнергии и соответствущего программного обеспечения. Новизна услуги и стала нашим главным козырем. На тот момент сама компания была мало кому известна, но нас как специалистов в своей сфере знали, и многим наши разработки показались интересными», - рассказывает директор ООО «Эртрейд» Павел ГАЛКИН.
Ощущение того, что программный продукт, с которым можно выходить на общероссийский рынок и даже за его пределы, создан, появилось через несколько лет. Весь этот период компания вела активную рекламу в Интернете, разрабатывала свой сайт. Сейчас упоминание о фирме можно встретить на форумах электронных СМИ других регионов, есть запросы из Казахстана, Украины. С «Эртрейдом» работают несколько крупных управляющих компаний Архангельска.
«То, что творилось в городском электрохозяйстве еще несколько лет назад, иначе как бардаком не назовешь. Воровство электроэнергии считалось обычным делом. Нововведения законодательства, курс власти на политику энергосбережения сыграли на нас. Много общаемся с населением по проблемам общедомового потребления энергии. Денег это не приносит, но это часть имиджа фирмы», - продолжает Павел Галкин.
В компании создано более десяти рабочих мест, труд максимально автоматизирован, зарплата — средняя для Архангельска: с учетом налогового «удара», который пережил малый бизнес, это уже достижение.
«ЖКХ и энергетика — это закрытый, преимущественно монополизированный рынок, «вклиниться» в который очень тяжело. Но где проще зарабатывать, там ведь и конкуренция больше», - рассуждает предприниматель.