ИЛИМ-Бумага
Подписка на телеграм-канал БК
Подписка на дзен-канал БК

Четверг, 19 декабря, 2024 08:51

Ошибки управленцев обходятся дорого


Сергей ИВАНОВ, Консалтинговая компания «Мастерская менеджмента» | 14.01.2011 07:23:49

Управление проектом – особое направление менеджмента. Оно требует от руководителя не только общих управленческих знаний, но и опыта в проектах такого же масштаба и сложности. В противном случае цена ошибки может быть слишком велика…

СМИ давно следят за развитием отношений между северодвинским Севмашем  и норвежской компанией Odfjell. В 2004 году компании заключили контракт на строительство 12 танкеров-химовозов.  Договором были зафиксированы цена заказа и сроки на сдачу первых судов. Однако Севмаш не уложился в оговоренные сроки. И в 2010 году арбитражным институтом при Торгово-промышленной палате Стокгольма была установлена компенсация в пользу Odfjell в размере $47,76 млн. Встречный иск Севмаша к Odfjell постигла неудача…

Ситуация породила немало толков. Защитники Севмаша заявляют, что норвежская компания поступила нечестно, «навязав» цены и отказавшись от увеличения  стоимости заказа, несмотря на повышение цен на сырье.  Простите, но о какой нечестности можно говорить, если условия сотрудничества были оговорены на 500 страницах? Подписание контракта и следование договоренностям – это здоровые деловые отношения.  Руководство Севмаша не смогло просчитать ситуацию, не подстраховалось от роста цен на сырье. И вот вам цена «недосмотра»-  $47,76 млн.

Говорить, что норвежцы такие плохие, выделили мало денег – это самая простая отговорка. Давайте сравним с другими подобными проектами.
Флот Туркменистана заказал эстонской компании Reval Shipbuilding OU  танкер-химовоз. Судно длиной 92 метра обошлось Туркменистану в $10,5 млн. Если сделать примитивные вычисления, то получится, что цена одного танкера, которые строятся на Севмаше составляет $45 млн (общая сумма заказа – $540 млн, 12 танкеров). Даже если учесть тот факт, что длина химовоза российского производства 182,72 метра, что в два раза больше длины танкера, построенного Reval Shipbuilding OU, то и в этом случае получается, что Севмашу требуется на строительство аналогичных танкеров в два раза больше средств, но и этих денег не хватает…

Как же быть со сроками? Для понимания приведем интересный пример. Роман Абрамович заказал немецкой судостроительной компании Blohm & Voss яхту. Заказы Абрамовича, как сами понимаете, отличаются истинно русским размахом… Только представьте себе: яхта длиной 163 метра со 16-метровым бассейном, превращающимся в танцпол, кинотеатром, фитнес-залом с сауной, винным погребом, несколькими вертолетными площадками и т.д. и т.п.
Строили судно в течение пяти лет, с учетом того, что заказчику по мере строительства приходили в голову новые идеи, что бы еще такого можно добавить, чтобы яхта выглядела не слишком бедно… Севмаш строит танкер тоже 5 лет, но он до сих пор остается в состоянии 70-процентной готовности…

Какие выводы можно сделать? Во-первых, взял слово – держи. Во-вторых, любым проектом нужно управлять профессионально. Особенно таким ответственным и широкомасштабным. Как говорится, репутация зарабатывается годами, а потерять ее можно в один миг.
Все тонкости профессионального управления, естественно, будут актуальны для тех руководителей, которые действительно стремятся управлять проектом, а не просто «осваивать» имеющийся бюджет.

Как же уберечь компанию от судорожного растаскивания бюджета на закупку нового сырья и уплаты штрафов заказчику? Выхода два. Первый, эволюционный, – руководитель сам учится грамотно управлять проектом, обращается к опыту конкурентов, посещает соответствующие курсы, набивает шишки. Второй, более быстрый и, пожалуй, более результативный, - обратиться к организации, специализирующейся на решении задач такого уровня. Выбирайте сами.

О ЧЕМ РЕЧЬ?

В 2004 году Севмаш и норвежская судоходная компания Odfjell заключили контракт на строительство 8 танкеров-химовозов с дальнейшим увеличением серии до 12 судов. Головное судно заложено на стапеле завода в декабре 2005 года и должно было быть сдано заказчику в 2007 году. Общая сумма контракта, по некоторым данным, составила $540 млн. Это был крупнейший заказ, когда-либо сделанный норвежскими компаниями в России.
Однако 21 февраля 2008 года Odfjell объявила об аннулировании контракта с российской судоверфью в связи с просрочкой исполнения. Севмаш в свою очередь заявил, что добросовестно исполнял обязанности по строительству судов. Однако, как отмечает российская сторона, навязанное заказчиком положение контракта о фиксировании цены 2004 года на весь период строительства 12 танкеров вызвало недостаток финансовых средств. Переговоры об установлении справедливой цены к результату не привели. Севмаш также объявил о намерении достроить суда и выставить их на продажу по рыночной стоимости.
В декабре 2010 года Арбитражный суд Архангельской области удовлетворил требование Odfjell об исполнении решения арбитражного института при Торгово-промышленной палате Стокгольма, вынесенного год назад. Суд постановил взыскать с предприятия более $43 млн в пользу норвежской компании Odfjell. Севмаш обжаловал решение в вышестоящей инстанции.





Возврат к списку

Для вас

Лента событий

Новости компаний

Для вас

© 2003-2024 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5

Еженедельно отправляем свежий номер
и подборку самых важных новостей