ИЛИМ-Бумага
Подписка на телеграм-канал БК
Подписка на дзен-канал БК

Суббота, 2 ноября, 2024 10:13

В поиске трендов: взгляд архангельского предпринимателя Надежды Лучининой


Надежда ЛУЧИНИНА-ПОНОМАРЕВА, руководитель, собственник компании «Северная мануфактура» | 06.12.2022 12:52:57
В поиске трендов: взгляд архангельского предпринимателя Надежды Лучининой

Впервые посетила Архангельский торговый форум. Села на заднем ряду и внимательно слушала представителей региональной и федеральной власти. Уважаемый человек, федеральный госслужащий, по конференц-связи говорил мне и всему залу: за 10 лет отток населения из Архангельской области составил 20%, падение товарооборота за год — 10%. Люди переходят на «бережливое потребление» - покупают только товары первой необходимости, при этом растут продажи кондитерских изделий, алкоголя (и красной помады - этой информацией со мной поделились продавцы косметики)… Прямо как во времена Великой американской депрессии. Не удивил этот спикер – скажем откровенно. Вопрос: как нам выжить в этой реальности?


Нам – это людям, чья профессия «предприниматель», представителям малого бизнеса. Например, я - собственник небольшого производства текстиля, сувениров, ремесленных мастерских. Последние несколько месяцев не думаю о прибыли, хотя цель любого бизнеса - прибыль. На окупаемость бы сработать… Чтобы были деньги на зарплату сотрудникам, аренду, закупки и не залезать в налоговый фонд.

Есть представление, что предприниматель - это человек, у которого куча денег и нет проблем. Ерунда. Образ предпринимателя, который рисует нам Интернет, инфокоучи, книги про успешную успешность – неактуальный стереотип из 90-х. Вот и представитель власти из Минпромторга со сцены сказал c придыханием: «Рентабельность у бизнеса уже не та, что была в 90-е…» Словно мысли мои прочитал. Вот оно, ключевое слово каждого бизнеса – рентабельность. Такой рентабельности, как в 90-е, у современных небольших бизнесов из реального сектора экономики даже близко нет. Сейчас предприниматель – это пахарь, который часов по двадцать в сутки работает и находится в мыслях о постоянной нехватке оборотных средств, решении операционных задач, поиске возможностей. Собственно, в поисках этих возможностей, идей я и пришла на форум.

В первый же час мероприятия стал понятен акцент: за дискаунтерами будущее, и только цена определяет поведение клиента. Возможно. Однако федеральный тренер в процессе своего мастер-класса говорил, что самое главное в бизнесе – отношения. И я с ним согласна. Малый бизнес – это о построении системы отношений, крупный бизнес — о построении системы продаж. Систему продаж могут выстроить и наёмные сотрудники. Отношения — только собственник. Так и попадаем в «день сурка», когда все коммуникации в бизнесе крутятся вокруг нас, а сколько энергии на это уходит… Но времена непростые – выжить надо. Поэтому слушаем дальше.

Спикер сказал важную вещь: надо восхищать клиента, а не только удовлетворять его потребности. Чтобы он стал частью компании и стал ассоциировать себя с компанией. Высший пилотаж, когда клиент считает твою компанию своей: «мой ресторан», «моя парикмахерская», «мой магазин». Это, действительно, круто. Акционер без акций. «Акции» - эмоции, которые дарит заведение. Компания существует, пока есть люди, которым можно помочь с помощью продукта или услуги вашей компании. Люди и отношения с людьми –  главные ресурсы для малого бизнеса.

Концепция очень рабочая. При нормальной экономике. Но насколько важны отношения на падающих рынках? Или, как сказали в начале форума, главное — цена?

Надо искать новые форматы - для магазинов, общепита, сферы услуг и т.д. Формат «фри- фло» актуален везде, а не только в общепите: минимум персонала, максимум открытости, оптимизация всех затратах. В сфере торговли – вероятно, да. А что делать производствам — и маленьким, и большим?

И где взять деньги на реализацию этих новых форматов, грамотно разработать концепции? Изменения требуют ресурсов, в том числе финансовых. А инвесторы сегодня предпочитают вкладываться в виртуальные секторы экономики: там выше та самая рентабельность, да и рынки растут, а не падают. Брать очередные кредиты… Нет.  Даже комментировать не буду, почему.

Тренд на туризм, экопродукты, сельское хозяйство - вот это радует. Что положительные тренды есть. Туризм может многое дать, но он же требует больших вложений. Туризм – это впечатления и инфраструктура. Без второго первое меркнет и тускнеет. Спасибо за грантовую поддержку туризма со стороны государства. В последнее время идёт реальная помощь: так говорят мои друзья из этой сферы. Но дороги бы ещё построить, а самое главное - логичную и последовательную стратегию развития туризма в Архангельской области. Чем мы выделяемся на фоне других? Зачем к нам ехать? Какие у нас бренды? Хочется внятного позиционирования. А в голове сразу попутная мысль – только бы у людей вообще были деньги на путешествия… 

С кадрами беда на всей территории России. Молодое поколение не горит особенным желанием работать в реальной экономике, стремится к фрилансу, экономике виртуальной и имеет смутное представление о ценности личного вклада в общее дело. Большие производства инвестируют деньги и ресурсы в мобильные производственные отряды, возят школьников и студентов на предприятия, организуют экскурсии. А что делать небольшим компаниям? Какую мотивацию создавать?

Очень много вопросов осталось в голове после форума. Есть вопросы - будем искать ответы. В этом суть предпринимательства: всегда находить решения. И действовать.

А совсем скоро - Новый год. Хочется ёлку, мандарины, и чтобы президент впервые за последние восемь лет сказал: «Это был насыщенный год, и нам есть чем гордиться в экономике, уровень жизни нашего населения растёт…» Пока только мечты.

Успехов нам всем и берегите себя, уважаемые создатели бизнесов и разных проектов!





Возврат к списку

Для вас

Лента событий

Новости компаний

Для вас

© 2003-2024 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5

Еженедельно отправляем свежий номер
и подборку самых важных новостей