ИЛИМ-Бумага
Подписка на телеграм-канал БК
Подписка на дзен-канал БК

Понедельник, 23 декабря, 2024 01:38

Страх превратиться в посредственность становится «вечным двигателем»


Светлана КОРЕЛЬСКАЯ | 19.10.2003 09:00:00

Когда отправляешься в деловую поездку или в гости к друзьям, мало знакомым с Архангельском, всегда хочется преподнести собеседнику  особенный подарок: книгу об Архангельске, каталог художественной выставки, красивый календарь или набор открыток. К счастью, время от времени жизнь подбрасывает такие приятные сюрпризы, и нередко  они отмечены логотипом рекламного агентства М’art. Собрав небольшую подарочную коллекцию, я встретилась с основателем агентства Максимом ИВАНОВЫМ (на снимке).

Восстанавливая в памяти конец 80-х - начало 90-х годов как период стремительной смены технологий на рынке полиграфических услуг и создания первых рекламных агентств, сегодняшнюю картину можно обрисовать классически - «иных уж нет, а те - далече...». Деление на «романтиков» и «прагматиков», на мой взгляд, как минимум устарело. Более того, применительно к сложившейся ситуации оно выглядит предельно пошлым и упрощённым. Скорее можно вести речь о цельности - творческой и деловой состоятельности.
Четырнадцать лет назад, когда возникло агентство М’art, трудно было предвидеть, что со временем оно превратится в развитую структуру с мощным оборотом, постоянным кругом заказчиков, партнёров и хороших друзей - порой одно неотделимо от другого и воплощается в одном и том же человеке. М’art давно превратился в пристанище художников, поэтов и музыкантов разных поколений. За одним столом оказывались Немудрый, Замараев, Киселёв, Яничек. В первые годы, когда только начали осуществлять свои планы, производство совмещали с полновесными рекламными кампаниями: медиапланированием, записью рекламы для радио, съёмкой клипов.

Хочу быть первым и единственным!

Выходя на рынок, Максим Иванов был заранее наслышан о примерно двух десятках компаний-конкурентов, огромном дефиците людей с редкими профессиями дизайнеров и печатников, но постольку, поскольку и сам он был нешуточно увлечён идеей выпуска хорошей полиграфии, и собратья-художники её разделяли, он решил непременно её осуществить. Да ещё в один прекрасный день кстати подвернулась статья в московской газете «Рекламный мир», автор которой убедительно доказал Максиму: если агентство думает о будущем, оно приобретёт производственные мощности. «Быстренько нашли деньги, - вспоминает он теперь, - и ринулись в полиграфию, как в омут, с головой. Началось с ризографа, продолжилось оборудованием для офсетной полиграфии. На офсете я почувствовал, что деньги можно зарабатывать интересно, а не банально по принципу «купи - продай», без огонька и всяческого удовлетворения».
Играли фантазия, азарт, творческое самолюбие и здоровые амбиции, но был и страх. «На первых порах не знал даже, как общаться с клиентом. У меня дрожали под столом руки. Я не представлял, как заработать деньги, которые он хочет помочь мне заработать. Потом что-то щёлкнуло, боязнь ушла, и я понял, что честное общение и полная реализация договорённостей - вот и всё, что нужно, - говорит Максим Иванов. Теперь уверен в том, что знаю свой бизнес как свои пять пальцев. Случись что с М’art - и на ровном месте, даже в другом городе,  буквально за месяц-два я создам подобное предприятие».


«На первых порах не знал даже, как общаться с клиентом. У меня дрожали под столом руки. Я не представлял, как заработать деньги, которые он хочет помочь мне заработать. Потом что-то щёлкнуло, боязнь ушла, и я понял, что честное общение и полная реализация договорённостей - вот и всё, что нужно. Теперь уверен в том, что знаю свой бизнес как свои пять пальцев. Случись что с М’art - и на ровном месте, даже в другом городе,  буквально за месяц-два я создам подобное предприятие».


Не рисуй под копирку...

Есть два врага полиграфистов. Штамп и успокоенность - или ложная самодостаточность. Возникают искушения заимствовать чужие идеи, тягаться с лидером, стараясь превзойти его в каком-либо отношении. Иванов расценивает такой путь развития фирмы как заведомо ложный, сформулировав свою мысль так: «У тебя хорошо? А почему у меня не может быть так хорошо?! Назавтра преследователь достигает уровня твоего «хорошо», ещё через некоторое время смотрит твоё послезавтрашнее, а оно ещё лучше - и конкурент снова бросается вдогонку.

Единственная возможность не оказаться в этом замкнутом круге - идти самостийно, своей дорогой. Когда у меня просят совета, с чего начать, я отвечаю: «Возьми заказ и сделай его так, как сделал бы его для себя, пусть это будет относительно, индивидуально и субъективно, потому что вначале человек может и не представлять, как выглядит лучшее. Когда я держу перед собой замечательный чужой образец, который пока не могу сделать в силу тех или иных причин, я получаю наглядное представление о материале, об уровне дизайна, о развитии технологий и новейшем оборудовании. Тем не менее, изучая тенденции рынка, я оставлю в неприкосновенности авторскую идею, а человек, не стремящийся всё это прочувствовать, останавливается в развитии».

Удачный выбор или верный настрой?

Рекламная полиграфия оставалась в центре внимания: она обеспечивала доход, развитие компании, деловую репутацию агентства М’art. Когда конкуренты приобретали дорогостоящее оборудование, не дёргались понапрасну, стараясь соотносить затраты на производство с потребностями круга постоянных клиентов, на которых держался оборот предприятия. По меткому сравнению Максима, зачастую гармонично развивающаяся компания, не заглядывающая в чужие ниши рынка, с годами воспринимается клиентом как... любимая булочная. Человек годами покупает хлеб только здесь - ранним утром и никогда не отправится за свежим батоном за тридевять земель - даже в супермаркет. Ведь всё известно: в котором часу привезут мягкий хлеб, сколько шагов надо сделать от двери дома до двери магазина, с каким выражением лица встретит тебя продавец...

В разгар конкурентной борьбы агентство было обязано успехом верным ему клиентам. Весь полиграфический бизнес держится на тесных личных контактах. «Сейчас примерно половина заказчиков превратилась в моих друзей, с которыми мне очень приятно общаться, - продолжает разговор Максим. - Если клиент мне интересен, независимо от того принёс он заказ на восемь, восемьдесят или восемьсот тысяч, я буду с ним общаться, чтобы мы дали друг другу нечто большее, чем деньги или готовый тираж. Я думаю, что «вес» органичных взаимоотношений с клиентами часто недооценивают. Бизнес - это не просто способ зарабатывать деньги. Далеко не в последнюю очередь он предполагает и метания души, и живой  интерес к своему делу - и здесь я подразумеваю не только полиграфию».

Однако в отношениях с клиентом бывает ситуация противоположная. Существуют заказчики, которые норовят, полагаясь «на свой вкус и цвет», диктовать свою волю специалисту любой профессии, рассматривая его как безликого исполнителя. Принять заведомо проигрышное решение - значит уронить свою марку. Ещё один «подводный камень» на пути хорошей идеи. «Четырнадцать лет на рынке - достаточный срок, чтобы я мог позволить себе в корректной форме сказать клиенту о том, что в данном случае он ошибается, - утверждает Максим Иванов. - Участвуя в создании визуального образа фирмы, ему придётся прислушиваться к нам. В противном случае агентство не поставит свои реквизиты на обложке издания, а возможно, не примет заказ - один промах может перечеркнуть все затраченные усилия».

Спеши, не торопясь

Вокруг агентства М’art собрался определённый круг людей, где не выстраиваются по рангу, не боятся поспорить с руководителем, иногда острая дискуссия необходима, она «вышибает искры», поддерживающие общее горение. Формируется команда, возникают нетривиальные решения. «Однажды Виктор Немудрый сказал мне: «Поспешай медленно и всегда думай о смерти», - рассказывает Максим, - и я каждый день боюсь стать неинтересным, превратиться в серость, и каждое мгновение стараюсь наполнить смыслом, создать и поддержать атмосферу, которая не должна «загнивать» с годами. Ведь каждый момент - это и есть жизнь».


Издательский и рекламный бизнес в Архангельске - среда специфичная. Есть определённый круг более и менее грамотных полиграфических операторов. Тех, кто является дизайнерами с именем, если окинуть взглядом Архангельск, Северодвинск и Новодвинск вместе взятые, легко пересчитать по пальцам. Чтобы вырастить на производстве хорошего печатника, требуется как минимум два года. Развитию отрасли препятствуют ротация кадров и завышенная самооценка новичков, едва освоивших «модные» навыки и жаргон.


М’art не останавливается ни на каком-то одном имени, ни на формальных показателях мастерства. С агентством сотрудничают Земфира Дадыко, Дмитрий Трубин, Александр Щелкунов. У каждого есть свои направления работы и собственные клиенты. Сюда нередко приходит поработать над макетами книг и наборами открыток Юрий Барашков. Частые гости агентства - архангельские живописцы, которых в последнее время вполне удовлетворяет качество их каталогов. Кстати, в день моего визита к Максиму Иванову я наконец воочию убедилась в том, что рекламное агентство М’art освоило твёрдый переплёт. Значит, мгновенно раскупленная и раздаренная книга Барашкова «Вы сказали «Архангельск»?» была лишь первой ласточкой.

Знаете, что радует больше всего? Компании, где рациональная схема не подавляет интуицию, тонко отражают культуру города, скрытую от поверхностного наблюдателя. Не случайно они отдают заслуженную дань уважения местным литераторам, художникам, музыкантам. Каталоги и книжки, выпущенные небольшими тиражами, не приносят экономической отдачи. Зато, появляясь на выставках, они живо свидетельствуют о том, какую роль играет бизнес, бережно относящийся к традициям. Оказывается, наиболее жизнеспособные предприниматели рано или поздно перерастают трюизмы вроде «Клиент всегда прав!» или «Кто платит деньги, тот и заказывает музыку», опровергают представления о бизнесе, заимствованные из переводных брошюр полувековой давности, и каждый день преодолевают мёртвые стереотипы. Конечно, можно жить легче - в ущерб разнообразию.

© Фото: Алексей Липницкий





Возврат к списку

Для вас

Лента событий

Новости компаний

Для вас

© 2003-2024 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5

Еженедельно отправляем свежий номер
и подборку самых важных новостей