Артем БОТЫГИН. Фото Алексея Липницкого | 18.06.2016 00:26:37
Работа по франшизе только на первый взгляд кажется кристально прозрачной: вы приобретаете права на бренд, а взамен получаете прогноз по окупаемости для вашего города. Но для каждого правила бывают исключения. Например, в Архангельске совсем недолго просуществовал развлекательный отдел по созданию восковых слепков рук, а в Вельске с населением в 23 тысячи человек «выстрелила» отечественная сеть пиццерий, запущенная даже в США, но с прицелом на крупные города.
Представления о бизнесе в последние годы изменились: если еще в начале «нулевых» школьники хотели быть предпринимателями, то сегодня этот род занятий уже не так привлекателен. По словам председателя Архангельского регионального отделения «ОПОРЫ РОССИИ» Сергея АНТУФЬЕВА, молодежь теперь прекрасно понимает, что на пути к успеху в этой сфере много бюрократических барьеров, за которыми последует еще большая череда проверок, согласований и т. д. На это накладывается «новая экономическая реальность» и неуверенность в завтрашнем дне.
К тому же бизнесменом называться уже и не так модно, гораздо приятнее быть стартапером, ну или хотя бы франчайзи. Последний вариант, ко всему прочему, еще и спокойнее, чем просто собственное дело: продавцы франшиз зачастую гарантируют определенную посещаемость торговой точки и сроки окупаемости вложенных средств. Если же перспектив для конкретной франшизы в городе нет (обычно из-за небольшой численности населения, отсутствия крупных ТЦ, необходимой инфраструктуры), вас хотя бы об этом предупредят, а значит, можно сберечь время и деньги, не взявшись за заведомо бесперспективные проекты.
Но что такое правила без исключений? В Архангельске, например, «не пошел» проект по созданию цветных слепков рук «Восковые ручки». Отдел был ориентирован в первую очередь на детей, однако люди всех возрастов в хорошем настроении тоже часто проявляли интерес к емкостям с разноцветным растопленным воском.
По словам одного из франчайзи «Восковых ручек» Вячеслава БУТАКОВА, к отделу возник интерес в первое время, потому что раньше ничего подобного в городе не было, но затем франшиза перестала окупаться.
Гораздо удачнее история у франшизы сети кофе-баров «Coffee Like». Казалось бы, ничего особенного: кофе продается везде, но грамотное расположение отделов в многолюдных торговых центрах Архангельска и известный бренд сыграли свою роль.
«Когда покупаешь франшизу, получаешь определенные инструменты, которые не нужно потом разрабатывать самому. В перспективе это большая экономия средств. «Coffee Like» в Архангельске работает два года, у нас уже девять кофе-баров. Можно сказать, что ожидания оправдались: мы рады, что среди регионов, не беря в расчет города-миллионники, в Архангельске одна из крупнейших сетей», — рассказал «БК» франчайзи сети кофе-баров «Coffee Like» Петр ЖИЛИН.
Еще один пример попадания «в яблочко» — открытие в Вельске пиццерии. Проектом занимается предприниматель Сергей ПЯТОВСКИЙ, который, по его же словам, всю жизнь прожил в малых городах и хочет развивать именно их. Открывать пиццерию, тем более по франшизе, в городе с населением 23 тысячи человек его отговаривали все.
«Самому пиццерию продвигать трудно. В Вельске многие пытались, но не получалось по разным причинам, поэтому я хотел получить готовую базу и узнаваемый бренд - «Додо пицца». Удивительно, но проект «выстрелил». Мне говорили, если хотя бы 300 тысяч в месяц будет выручка — руку пожмут. За первые 20 дней выручка была более 800 тысяч рублей только на доставке. А в следующий - полный - месяц - уже 1,2 млн: мне четыре раза должны руку пожать. Люди в малых городах боятся начинаний, думают, что это никому не нужно, а мы своим примером показали: главное — делать, тогда и люди, и деньги «подтянутся», — уверен Сергей Пятовский.
Люди «подтянулись». В начале работы пиццерии Сергей устроил голосование в Интернете на тему: нужно ли в заведении продавать пиво? Свое мнение выразили около 4000 человек — очень солидная цифра для города, где за действующего мэра на выборах проголосовало 1800 жителей. Затраты же на франшизу и процент от оборота, по словам Сергея Пятовского, компенсируются льготными ценами на оборудование и продукты.
В Архангельске нет очень многих франшиз. Та же «Додо Пицца» еще не пришла в областной центр. По оценке журнала Forbes, в список 25 самых выгодных франшиз в России по итогам прошлого года вошли проекты рынка услуг и развлечений, а также быстроразвающиеся страртапы, связанные с высокими технологиями или наукой: квест-комнаты из серии «выбраться за 60 минут», детские игровые центры, технология безводной мойки, частные службы доставки. Годом ранее передовые позиции занимали предприятия общепита, в том числе отечественные, а еще раньше самыми популярными среди франшиз были отделы модной одежды. Но в случае с Архангельской областью вчерашние лидеры не теряют привлекательности, ведь здесь до сих пор нет, например, ни сети развивающих центров для детей «Сема», запущенной в России еще в 2008 году, ни сети сувенирных магазинов «Календарь подарков». Обе франшизы, кстати, вошли в список 25 самых выгодных в России по версии Forbes еще за 2014 год.
Прямая речь
Сергей ПЯТОВСКИЙ, предприниматель:
- Я нашел контакты основателя сети «Додо Пицца» Федора Овчинникова больше года назад и хотел уже тогда запустить проект в Вельске, но он предупредил, что франшиза пока не опробована в малых городах. Спустя какое-то время увидел сообщение, что «Додо Пицца» все же собирается открыть свое представительство в небольшом населенном пункте, и сразу же написал ему вновь, добавив, что лучшего экспериментатора, чем я, в малом городе они не найдут. Так Вельск и стал первым небольшим городом, где появилась франшиза такого уровня. Мы работаем третий месяц, показатели отличные. На самом деле это очень глобальный проект. Возможно, к 2020 году «Додо Пицца» может обогнать «Макдоналдс».