Полина КАРПОВИЧ | 02.08.2013 05:45:07
Дизайнер интерьеров – профессия мечты для многих юных художников. Кажется, что все здесь достаточно просто: целыми днями ты погружен в свое творчество, рисунки, проекты. Но цель стать востребованным зачастую разбивается о «правила игры» на рынке дизайнерских услуг. Антон ВИЗЖАЧИЙ около двух лет назад организовал свою студию дизайна и теперь работает над проектами не только в Архангельске, но и в Санкт-Петербурге. О сложностях стартапа, конкуренции и умении понимать клиента молодой дизайнер побеседовал с корреспондентом «БК».
- Антон, сложно в Архангельске «раскрутить» новую компанию на рынке дизайнерских услуг? Как вы начинали бизнес? Стартовый капитал потребовался?
- На собственном опыте убедился, что сложно и начинать, и держаться на плаву. Свою студию дизайна я открыл без стартового капитала, он и не был нужен. Студии как материального объекта не существует, я не арендую офис, не содержу штат специалистов. Есть партнеры - знакомые мастера по ремонту, художники, с которыми мы вместе работаем над проектами. Фактически же я выступаю просто как индивидуальный предприниматель. В Архангельске распространены студии дизайна, которые представляют из себя магазины материалов. Но их главная задача, на мой взгляд, продавать, а не проектировать. Я же не хочу быть привязанным к конкретным материалам.
Тем не менее компаниям, имеющим свои офисы, люди доверяют больше, нежели «свободным художникам». Бороться за клиента сложно. Реклама работает плохо. Среди методов продвижения своей работы могу назвать пока только интернет-сайт, который регистрирую в тематических каталогах. Социальные сети не хочу использовать: аудитория слишком широкая и по большей части не моя. Так что самым действенным способом привлечения клиентов остается «сарафанное радио» - многие приходят по рекомендации.
- Как оцениваете степень развитости дизайнерской мысли в Архангельске?
- Несмотря на то, что конкуренция довольно сильная, сам рынок дизайнерских услуг в Архангельске, на мой взгляд, развит слабо. Происходит большой отток хороших специалистов в крупные города. Перспективные дизайнеры, несколько лет отработав в какой-нибудь студии, уезжают. Многие разочаровываются и уходят из профессии, ведь это не просто «пришел, подобрал ламинат». Нужно уметь продавать свои услуги, а начинающие дизайнеры часто не могут угодить клиенту. Они, возможно, и хорошие вещи делают, но не встречают одобрения.
- А вы как научились договариваться с клиентами?
- Я, собственно, до сих пор продолжаю учиться. Найти контакт с заказчиком - ключевая задача дизайнера. Чтобы понять желания клиента, приходится практически залезать к нему в голову. Поэтому я изучаю психологию, читаю Дейла Карнеги, например.
- На одном портале о вас написано: «свободный дизайнер, имеющий свои взгляды на процесс дизайн-проектирования». Но ведь заказчики часто не считаются со взглядом дизайнера. Как решаете задачу «свое видение – требование клиента»?
- С частными клиентами сложно работать. Это должен быть человек, который не боится смелых решений, точно знает, зачем пришел и к какому результату стремится. Он должен прислушиваться ко мне и доверять. Таких заказчиков мало, поэтому я, откровенно говоря, предпочитаю создавать интерьеры общественных помещений, где на первое место выходит функционал, а не чьи-либо личные предпочтения. К примеру, когда создавал проект интерьера для сети «Аптеки Поморья», много общался с продавцами, провизорами. Важно было понять, каким маршрутом ходят покупатели, мимо каких лекарств.
- Вы работаете над проектами и в Архангельске, и в Санкт-Петербурге. Насколько отличается рынок дизайнерских услуг, условия конкуренции?
- В Санкт-Петербурге у проектов намного больше бюджет, соответственно, есть свобода для реализации идей и фантазии. В Архангельске преобладают эконом-варианты. А конкуренция есть везде, в Северной столице больше дизайнеров, но и спрос на наши услуги гораздо выше, нежели в Архангельске.
- Есть ли у нас в городе интересные по дизайну публичные места?
Сейчас появляются хорошие интерьеры. Удачное решение, на мой взгляд, выбрано для кафе «Терраса». Важно создать в заведении особую атмосферу, продумать все в деталях. В «Террасе», если не ошибаюсь, в отделке использована вагонка – дешевое, по сути, решение, но как хорошо и органично все выглядит!
- Как оцениваете архитектурный облик Архангельска?
- Архитектурный облик города в настоящее время претерпевает активные изменения, и судить о нем можно будет, когда он сформируется. Появляющиеся новостройки мне практически все не нравятся – слишком однотипные. Наводит на мысль, что делают одни и те же люди. Хотя есть и положительные примеры: на пересечении пр. Ломоносова и ул. Поморской к старинному зданию пристроено новое, и одно в другое переходит очень плавно. Смущает слишком плотная застройка и малое количество парков, зеленых зон и декоративных насаждений. Радует, конечно, когда реставрируются немногочисленные, но еще сохранившиеся памятники архитектуры: Макаровские бани, Гостиные дворы. Именно они свидетельствуют о богатой истории города.